Военное образование в России

Новости и учебные материалы

История возникновения и развития танковой техники - Танк Mk V (с тяжелым вооружением)

Танк Mk V (с тяжелым вооружением)

 

Танки были созданы в поисках выхода из тупика, в котором оказались войска на Западном фронте в ходе Первой мировой войны. В результате длительной позиционной войны противоборствующие стороны создали глубокоэшелонированную и хорошо подготовленную оборону, прорвать которую обычными средствами было невозможно. Многочисленные ряды заграждений из колючей проволоки, защищенные пулеметные гнезда и оборудованные артиллерийские позиции с пристрелянными секторами обстрела, различные инженерные сооружения - все это делало невозможным ведение наступления пехотой и кавалерией. Единственным средством, позволявшим успешно перемещаться на поле боя, оказались танки. Их конструкция представляла собой шасси трактора с установленным угловатым бронированным корпусом, в котором размещался экипаж и вооружение - пулеметное или артиллерийское.

Танк Mk V серийно выпускался в заключительный период Первой мировой войны. Он мало чем отличался от своих предшественников. По сути, это был Mk IV с новым бензиновым двигателем мощностью 112 кВт (150 л. с.) конструкции Рикардо. Вместо двухскоростной коробки передач была установлена четырехскоростная конструкции майора У. Уилсона, была добавлена кормовая командирская башенка. Всего было выпущено около 400 танков этого типа - 200 с пулеметным вооружением и 200 - с тяжелым (артиллерийским). Производство было прекращено после подписания соглашения о прекращении огня.

clip_image008

Силовая установка танка Mk V включала двигатель Рикардо, разработанный специально по заказу, сделанному военным министерством в начале 1917 года. Шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением развивал мощность 112 кВт (150 л. е.), максимальные обороты - 1250 об/мин. Встроенный радиатор имел заборные патрубки по бортам корпуса, топливо поступало в двигатель самотеком из встроенных высоко размещенных баков общей емкостью 423 л. Условия для экипажа, состоявшего из восьми человек, были довольно суровыми, однако гораздо лучшими по сравнению с первыми танками типа Mk I и даже Mk IV. На удлиненные выхлопные патрубки двигателя установили глушители.

Серийное производство танков Mk V началось в декабре 1917 года на заводах «Метрополиан Кэрриадж» и «Вэгон уоркс» в городе Бирмингеме. Первые машины прибыли на фронт в мае 1918-го. Вооружение включало две пушки L/23 калибра 57 мм, установленные в поворотных башенках по бортам, а также четыре пулемета «Гочкис», установленные в бойницах со всех сторон корпуса (курсо вой, кормовой и два бортовых). Боекомплект состоял из 332 снарядов к орудиям и 6272 патронов к пулеметам.

Вид сбоку наглядно демонстрирует особенности компоновки, заключающиеся, в частности, в опоясывающей гусеничной ленте. Ее ширина вначале составляла 52,1 см, но на последних 200 машинах использовали гусеницу шириной 67,3 см. Вращение ленты, составленной из 90 траков, обеспечивали 90 точек опоры (катков и поддерживающих колес). В верхней части корпуса имелись две башенки: передняя - механика-водителя и задняя - командирская). На двух рельсовых упорах закреплялось бревно для самовытаскивания на труднопроходимой местности. При необходимости бревно могло крепиться к гусеницам металлической цепью. Броневая защита корпуса представляла собой катаные стальные листы, соединенные между собой клепкой и болтами. Толщина лобовой брони составляла 16 мм, бортовой -12 мм, а кормовой и верхней частей корпуса - 8 мм.

clip_image009

Танк Mk V был способен преодолевать рвы и траншеи шириной до 3,05 м. Поскольку германские войска в 1917 году стали оборудовать противотанковые рвы такой ширины, для гарантированного их преодоления Уильям Триттон предложил усовершенствовать конструкцию за счет установки сзади двух выносных дополнительных опорных колес. Это незамысловатое решение отличалось простотой (комплекты колес были поставлены и устанавливались непосредственно в войсках) и позволило увеличить ширину преодолеваемого рва, однако общая длина танка увеличивалась на 2,74 м, что ограничивало маневренность. В войсках идею развили, установив по бокам бронированные плиты длиной 1,83 м. В образовавшемся защищенном с боков отсеке можно было разместить дополнительный полезный груз или перевозить десант численностью до 25 пехотинцев.

Выступающие с боков спонсоны с размещенными в них орудиями существенно увеличивали ширину танка, а при преодолении глубокого рва нередко задевали грунт, ограничивая проходимость. Именно это обстоятельство стало одной из причин замены 6-дюймовых пушек L/40, установленных на Mk I, на орудия L/23 на танках последующих моделей (Mk IV и Mk V). Модель Mk V с пулеметным вооружением отличалась уменьшенной шириной (3,2 м). Эта модель имела массу 28 450 кг и была вооружена двумя пулеметами (боекомплект - 30 080 патронов).

clip_image010

Ширина внутреннего корпуса танка Mk V составляла 2,65 м, однако за счет выступающих боковых спонсонов этот показатель увеличивался до 3,91 м (для варианта с артиллерийским вооружением) или до 3,2 м (для пулеметного танка). Боевая масса танка с тяжелым вооружением составляла 29 466 кг (при этом удельное давление на грунт равнялось 1,56 кг/см 2 ), для защиты от нападения сзади в кормовой части был установлен пулемет «Гочкис» в бойнице.

^

clip_image011

You are here: Главная Энциклопедии Танки История возникновения и развития танковой техники