Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Специализированные бронированные машины второй мировой войны - Машина боевого управления SDKFZ 265

Машина боевого управления SDKFZ 265

clip_image033

Вверху. Машина боевого управления на базе танка Т-l. Экипаж включал три человека, внутри установили рабочий стол командира, две радиостанции и дополнительное электрооборудование. Машины применялись довольно широко и позволяли командирам управлять подчиненными, находясь в боевых порядках.

Одобрив концепцию массированного использования танков, в командовании вермахта осознали, что им грозит серьезная проблема, связанная с управлением танковыми частями и подразделениями на поле боя. Командиры должны находиться в боевых порядках войск, поэтому первоначально было предложено посадить их в головные машины. Однако в боевых танках не было необходимых средств связи, обеспечивавших постоянный контакт как с подчиненными, так и с вышестоящими штабами, не хватало места для размещения помощников, да и просто для чтения карт и разработки боевых документов. Так возникла потребность в создании специальных командирских машин. Немецкие конструкторы выбрали простой и эффективный способ - в 1938 году было принято решение переоборудовать учебные танки T-I в машину боевого управления, которой присвоили обозначение SdKfz 365. Вращающуюся башню демонтировали, нарастили броневую защиту по бортам, создав таким образом относительно просторное отделение. Экипаж был увеличен до трех человек - помимо механика- водителя и командира ввели радиста-сигнальщика, который выполнял роль помощника командира. В центре отделения установили рабочий стол командира, по стенкам - стеллажи для карт и рабочих документов, а также две радиостанции - одну для связи с экипажами подчиненных танков, другую - с вышестоящим командованием. Для подзарядки аккумуляторных батарей радиостанций установили дополнительный генератор. Вооружение включало один 7,92-мм пулемет MG 34.

Варианты

Были разработаны три варианта командирских машин. В первом установили небольшую поворотную башенку над рабочим отделением, однако этот элемент вскоре посчитали лишним и отказались от него. Два других варианта различались лишь мелкими деталями. Общим для них было то, что двум членам экипажа было крайне неудобно работать в тесном и ограниченном пространстве.

Тем не менее идея получила поддержку, и вскоре около 200 танков Т-l были переоборудованы в машину боевого управления. Они принимали участие в польской кампании в 1939 году, а также в захвате Франции в мае - июне 1940-го. Затем часть машин передали в состав Африканского корпуса. Захватив образец машины управления, британские войска немедленно отправили его в Лондон, где специалисты внимательно изучили конструкцию и ее возможности, подготовив многостраничный доклад.

Несмотря на относительный успех, переоборудованный танкТ-l объективно не мог создать нормальные условия для действий командира на поле боя. Крайне ограниченное внутреннее пространство не могло не влиять на эффективность работы командира по управлению войсками. Впоследствии на вооружение были приняты более подходящие образцы машин боевого управления.

clip_image034

Справа. О том, насколько тесно было в машине управления, можно судить по танку Т-l на этой фотографии. Более 200 таких танков были переоборудованы в машины управления, но затем стали использовать другую конверсионную бронетехнику.

clip_image035

Танки Т-l предназначались для подготовки экипажей, однако именно эти небольшие машины были выбраны для переоборудования в командирские. Как бы там ни было, они сыграли свою роль в успехах вермахта в 1939 - 1940 годах.

clip_image036

You are here: Главная Энциклопедии Танки Специализированные бронированные машины второй мировой войны