Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Многоцелевые гусеничные машины и колесные бронетранспортеры времен “Холодной войны” - БТР-152

БТР-152

clip_image078

В БТР-152 была применена колесная формула 6x6. Благодаря системе подкачки давления механик-водитель мог изменять давление в шинах в зависимости от типа грунта, что обеспечивало повышенную проходимость.

В годы Второй мировой войны в Советской Армии практически отсутствовали гусеничные и колесные БТР и пехота совершала марши в основном пешком, в лучшем случае - на танках.

Простой, но эффективный

Бронетранспортер БТР-152 впервые был показан широкой публике в 1951 году, однако на вооружение он поступил несколькими годами ранее. В конструкции использовали шасси грузового автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-151, а в модификации БТР-152В1 - шасси ЗиЛ-157. С начала 1960-х годов на замену БТР-152 в советских мотострелковых соединениях постоянной готовности стали поступать новые БТР-60 с колесной формулой 8x8. БТР-152 широко экспортировались и даже в 2002 году оставались на вооружении армий 24 стран мира. Машины принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке (в составе ВС Сирии, Ирака и Египта), в Африке и в Индокитае.

Базовая модель БТР-152 имела открытое сверху десантное отделение, в котором могли разместиться до 17 десантников. Модификация БТР- 152В1 также имела не защищенное сверху десантное отделение, однако в передней части корпуса установили лебедку для самовытаскивания. Кроме того, в БТР-152В1 применили централизованную систему подкачки давления в шинах (с наружными воздуховодными трубками). В модификации БТР-152В2 от лебедки отказались. В БТР-152ВЗ лебедку установили вновь, а также систему подкачки давления со скрытыми трубками высокого давления, приборы ночного видения для водителя и командира.

Главным недостатком всех трех ранних модификаций являлось не защищенное сверху десантное отделение. Его устранили в модели БТР-152К с полностью бронированным корпусом. Все модификации БТР-152 имели бойницы для ведения огня десантниками изнутри. Посадка и высадка десанта осуществлялись через две двери в корме корпуса.

Специальные модификации

Командирская версия - машина управления БТР 152У - отличалась увеличенной высотой, что позволяло находящимся внутри работать стоя (при этом установили бронированную крышу). Зенитная модификация БТР-152А была вооружена двумя 14,5-мм пулеметами КПВ на вращающейся турели с вертикальными углами наведения от -5 е до +80°. Нельзя не отметить, что первым советским послевоенным бронетранспортером стал БТР-40 с колесной формулой 4x4 (использовали шасси Га3-63). Экипаж БТР-40 состоял из двух человек, вместимость десантного отделения - восемь мотострелков. БТР-40 использовался в качестве разведывательной машины, пока в 1950-х годах на вооружение не приняли БРДМ-1. Как БТР-40, так и БТР-152 были вооружены одним 7,62-мм пулеметом.

clip_image079

You are here: Главная Энциклопедии Танки Многоцелевые гусеничные машины и колесные бронетранспортеры времен “Холодной войны”