Военное образование в России

Новости и учебные материалы

История гражданской авиации России: с возникновения воздухоплавания до 1945 года - Работа тыловых подразделений ГВФ в условиях войны

Работа тыловых подразделений ГВФ в условиях войны

С огромным напряжением в годы войны работали для фронта авиаподразделения ГВФ, находившиеся в тылу страны. С первых месяцев войны Аэрофлотом была выполнена огромная работа по эвакуации из западных районов страны ремонтных предприятий, заводов и аэропортов, техники и имущества авиапредприятий, семей личного состава Аэрофлота.

На тыловых воздушных линиях СССР осуществлялись перевозки в основном по заданиям оборонных ведомств, таких как Танкопром, Наркомат вооружения, Наркомат боеприпасов. Перевозили срочные военные грузы, запасные части к танкам, боевым самолетам, вооружение, боеприпасы, горючее.

Несмотря на то, что территориальные управления передали во фронтовые формирования ГВФ наиболее подготовленный летный и инженерно-технический состав, свою лучшую материальную часть, в короткое время все тыловые подразделения перестроились на военный лад. На большинстве должностей места ушедших на фронт заняли женщины.

Авиаторы Сибири бесперебойно доставляли с таежных рудников и приисков к железной дороге и на заводы сырье для оборонной промышленности: слюду, молибден, вольфрам, концентрат олова, а на прииски завозили продовольствие. При этом работали в тяжелейших условиях. Например, на
4-моторном грузовом самолете Г-2 оба пилота размещались в открытой кабине и лишь козырек защищал их лица от обжигающего ветра и осадков. На промежуточных точках огромных трудов стоило запустить двигатель, для чего целую ночь грели на кострах 6 – 7 бочек воды и бочку масла, а затем с помощью ведер, веревок и воронок пропускали по 4 – 5 раз горячую воду через систему каждого мотора. После этого запускали мотор с помощью амортизатора и лошади.

Перестройка работы ГВФ в тылу приносила с каждым годом все больший вклад авиаторов в победу над врагом. Во всех коллективах утвердилось стремление работать как на фронте, выполнять задания четко и в срок. Так, авиаторы Заполярья в 1942 г. в короткие сроки построили в Воркуте аэродром и организовали доставку на транспортных самолетах из Дудинки в Воркуту к железной дороге цветные металлы с Норильского комбината: вольфрам, никель и другие. Норильский никель требовался для изготовления боеголовок всех видов артиллерийских снарядов.

В целом за годы войны только по специальным решениям и указаниям Государственного комитета обороны и правительства СССР подразделениями ГВФ было перевезено свыше 57 тыс. тонн военных грузов.

В связи с оправкой на фронт значительной части самолетов и личного состава авиации специального применения сократился объем авиационно-химических работ в сельском хозяйстве. Но, чтобы не допустить распространения опасных заболеваний, спасти от уничтожения массовыми вредителями наиболее ценные сельскохозяйственные культуры, оставшиеся в авиаподразделениях самолеты использовались с максимальной интенсивностью, пилоты трудились с полным напряжением сил. Благодаря этому за годы войны с воздуха было обработано более 1,6 млн. га сельскохозяйственных угодий.

Продолжала действовать и санитарная авиация. Она, имея 80 самолетов, за годы войны доставила более 20 тыс. медработников, перевезла около 13 тыс. больных и 610 т медицинских грузов.

Огромная нагрузка легла на ремонтные предприятия ГВФ. Вследствие того, что многие высококвалифицированные специалисты, кадровые рабочие ушли на фронт, их место заняли женщины, подростки, не имевшие навыков и знаний, необходимых для работы со сложной авиационной техникой. В военные годы в бригадах ремонтников развернулось движение «двухсотников», выполнявших в смену не менее двух норм – одну за себя, другую – за товарища, ушедшего на фронт. Благодаря трудовому героизму, коллективами ремпредприятий ГВФ в период войны было отремонтировано около 5,5 тыс. самолетов и почти 14 тыс. двигателей.

Важным вкладом ГВФ в победу над врагом стала подготовка кадров авиационных специалистов, причем не столько для себя, сколько для частей Военно-Воздушных Сил и авиации дальнего действия, то есть для фронта. Уже в 1941 г. за первые полгода войны в учебных эскадрильях Аэрофлота на самолетах У-2 было подготовлено свыше 11 тыс. пилотов и около 70 % из них передано в школы ВВС. Всего же за годы войны в ГВФ обучили и переобучили более 40 тыс. авиаторов, из которых около 21 тыс. были переданы в ВВС и авиацию дальнего действия.

Одной из новых и ответственных задач, поставленных перед гражданскими авиаторами в военное время, стала перегонка боевых самолетов с заводов на фронт. Уже в 1941 г. 70 экипажей ГВФ перегнали на фронт более 200 самолетов Ил-4, изготовленных в Комсомольске-на-Амуре. А в 1942 г. была сформирована особая 12-я перегоночная авиагруппа, которая к сентябрю перегнала на фронт 465 самолетов. Эту авиагруппу потом переформировали в 1-ю перегоночную авиадивизию ГВФ. С осени 1942 г. она начала перегонку американских боевых самолетов, поставляемых в нашу страну по ленд-лизу. Для этого аэрофлотовцы менее чем за год создали в труднодоступных, необжитых местах авиатрассу с Аляски через Чукотку и полюс холода Оймякон до Красноярска протяженностью 5 тыс. км. Далее самолеты отправлялись на фронт.

Экипажам ГВФ нередко приходилось вести самолеты по этой трассе в
50-градусные морозы, снегопады, туманы, пургу. Отдельные участки трассы протяженностью до 1000 – 1500 км пролегали над тундрой и горными хребтами, исключавшими возможность вынужденной посадки. В результате самоотверженной работы летного и технического состава трассы было перегнано из США более 8 тыс. боевых и транспортных самолетов. Потери составили всего 0,2%. Этой техникой можно было вооружить более 250 боевых авиаполков.

В годы войны продолжали действовать международные линии: из Алма-Аты в Хами (Китай), из Ташкента в Кабул (Афганистан), из Иркутска в Улан-Батор (Монголия). В 1942 г. открылось регулярное движение по трассе Мос-ква – Тегеран (Иран), значение которой трудно переоценить. Она была основной артерией для связи СССР со странами антигитлеровской коалиции. На ней было обслужено в годы войны около 6 тыс. делегаций из 27 зарубежных стран. Кроме того, по этому южному маршруту были перегнаны в СССР сотни американских самолетов.

Летом 1942 г. произошло знаменательное для трудного военного времени событие – вновь открылось воздушное сообщение по 8 внутрисоюзным линиям, идущим от Москвы на восток страны, а в октябре начались полеты еще по 9 трассам. В результате в 1943 г. регулярное движение по расписанию поддерживалось уже на 17 магистральных авиалиниях. Для обслуживания открывшихся линий правительство дополнительно выделило 125 самолетов Ли-2.

Надо иметь в виду, что на временно захваченных территориях СССР оккупантами было уничтожено или выведено из строя 57 аэропортов, в том числе Ленинградский, Киевский, Минский, Харьковский, Одесский, Ростовский, Воронежский и другие. Их восстановление началось в 1943 г. Война еще продолжалась, а народ уже взялся за возрождение объектов Аэрофлота.

Обобщая итоги работы ГВФ в тылу в военные годы, можно отметить, что он перевез 820 тыс. пассажиров, 145 тыс. тонн грузов и 9 тыс. тонн печати и почты, имея в среднем ежегодно в эксплуатации около 1000 самолетов.

Война обожгла судьбы многих авиаторов. По неполным данным только в частях ГВФ на фронтах погибло 579 пилотов и 487 членов летных экипажей и авиаспециалистов других категорий.

Говоря в целом об огненных годах войны, можно сделать вывод: личный состав гражданской авиации внес в победу советского народа и его Вооруженных Сил над гитлеровской Германией достойный вклад. Подразделения гражданского воздушного флота перевезли более 2,3 млн. военнослужащих, партизан и других пассажиров и около 280 тыс. тонн грузов.

За героизм, проявленный в борьбе с иноземными захватчиками, 3 дивизии и 7 отдельных авиаполков ГВФ были награждены боевыми орденами. Наряду с этим двенадцати фронтовым частям ГВФ, наиболее отличившимся в боевых действиях за овладение городами, были присвоены соответствующие почетные наименования. В период войны 6 соединений и частей ГВФ отмечены почетным званием «гвардейских». Государственные награды получили свыше
12 тыс. авиаработников. 15 летчиков фронтовых формирований ГВФ удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Героические дела авиаторов Аэрофлота были подготовлены всем его многотысячным коллективом, большим отрядом патриотов-энтузиастов, которые отдавали свои силы для создания и развития отечественного гражданского флота.

You are here: Главная Литература Авиация История гражданской авиации России: с возникновения воздухоплавания до 1945 года