Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Психологическая коррекция - Элементы рациональной психотерапии

Психологическая коррекция - Элементы рациональной психотерапии

Article Index
Психологическая коррекция
Психологические реакции
Патологические психогенные реакции
Нозоспецифические психические расстройства
Методы исследования психического здоровья
Экспериментально-психологический метод исследования психического состояния военнослужащих
Организация проведения психокоррекционных мероприятий с военнослужащими
Методы психокоррекции психических расстройств у военнослужащих
Элементы рациональной психотерапии
Психическая саморегуляция
Перечень классических упражнение аутогенной тренировки
Нервно-мышечная релаксация
Выход из состояния релаксации
Методика психической саморегуляции
Тексты, записанные на аудиокассетах, каждого занятия
Занятие II
Занятие III
Занятие IV
Занятие V
Ассоциативная методика психической саморегуляции
Техника тройной диссоциации
Модифицированный шестишаговый рефрейминг
Техника взмаха

Элементы рациональной психотерапии

Основой рациональной психотерапии является логическая аргументация. Кроме того, метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы.

В первую очередь необходимо отметить, что просто доброжелательное отношение, участие, сочувствие к военнослужащему могут предотвратить срыв или даже развитие психического расстройства. Отношение к информации, полученной Вами в беседе должно быть очень щепетильным, иначе Вы никогда больше не сможете достичь откровенных взаимоотношений.

В диалоге с пациентом врач, практикующий рациональную психотерапию, должен занять позицию доброжелательного товарища и наставника. Но для этого нужно добиться доверия. Если врач куда-то спешит, у него не хватает времени до конца выслушать пациента, если от него, кроме того, разит табаком и перегаром, то, как бы ни глубоки и убедительны были приводимые им в беседе аргументы, эффект рациональной психотерапии будет очень низким.

Разные люди по-разному относятся к своему состоянию. Одни склонны переоценивать его опасность, другие, наоборот, недооценивать. Причин здесь много: это и неграмотность, и рентная установка, и неосознанная защитная реакция. Одной из задач рациональной психотерапии является создание в сознании пациента правильного представления о его состоянии.

К примеру, одного человека нужно убедить в том, что он болен алкоголизмом и ему нужно лечиться, а другому, наоборот, следует разъяснить, что пьянство и аморальный образ жизни еще не есть болезнь. И.С. Павлов считает, что при проведении рациональной психотерапии алкоголизма врач совместно с пациентом должен выяснить следующие основные вопросы. Как оценивает себя пациент? Каким он хочет быть в оценке окружающих? Каков он на самом деле? Какой ущерб ему наносит алкоголь? В результате у больного формируется правильное самосознание, самооценка, что повышает эффективность проводимого противоалкогольного лечение.

В процессе рациональной психотерапии очень важно выработать у пациента разумное, адекватное отношение к своему состоянию.

Таким образом, стержнем рациональной психотерапии является правильная, доступная пониманию пациента трактовка характера, причин возникновения и прогноза его состояния.

Необходимо уметь не только убедительно говорить, но и внимательно слушать. Неторопливость, искренность, доброжелательность, эмпатия - качества, обязательные для любого врача, и все-таки главное при рациональной психотерапии - это сила логики, определенность и последовательность. Для этого необходимо знание законов формальной логики и умение ими пользоваться. Я.Марциновский, характеризуя роль логики в рациональной психотерапии, использует очень образную метаферу: "Не то, чтобы невротик всегда был нелогичным человеком, - пишет он, - это далеко не так. Но какая мне польза от плаща когда он свернут, что стоит логика, если ею не пользоваться".

Для неправильного мышления характерны непоследовательность, бездоказательность и неопределенность. Закон непоследовательности мышления сформирован еще Аристотелем. Он считал, что "не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении". Нельзя, например, признать последовательными такие рассуждения алкоголика: "Я пью потому, что болен, но лечиться мне не нужно, потому что пьянство - это не болезнь". Рассуждения такого типа в формальной логике называют паралогизмами. Иногда паралогизмы возникают в связи с тем, что больной расценивает два суждения, относящиеся к различным предметам, как противоречащие и исключающие возможность третьего (У меня невроз потому, что у меня плохие отношения на работе, а на работе плохо, потому, что у меня невроз"). В этих рассуждениях исключается третий вариант - другая работа, другой коллектив, другие взаимоотношения.

Бездоказательному мышлению можно противопоставить только мышление, выстроенное на логике и аргументах. Врач может использовать любые аргументы, лишь бы они были доказательны и способствовали излечению больного.

Из сказанного следует, что важной составной частью рациональной психотерапии является коррекция непоследовательности, противоречивости и бездоказательности мышления больного.

Рациональная психотерапия может проводиться самостоятельно, но может и сочетаться с другими методами коррекции.

Причиной невротических расстройств очень часто бывает конфликт личности со средой. Следовательно, личность и среда должны быть предметом пристального внимания врача. В процессе рациональной психотерапии этиопатогенетический анализ облегчает поиск актуального конфликта личности со средой: для истерии - претензии личности и возможности среды; для неврастении - требования среды и возможности личности; для невроза навязчивых состояний - внутренний конфликт желаемого и морально допустимого.

Наиболее трудной задачей является изучение личности. Основной целью в данном случае должна быть попытка понять осознанные и неосознанные механизмы формирования субъективной клинической картины расстройства, которое в свою очередь ведет к неправильной оценке своего состояния и, как следствие, к неадекватному поведению и лечению.

Рациональная психотерапия может проводиться индивидуально, но практикуется и в групповом варианте. В этом случае большое влияние оказывает не столько сам врач, сколько умело направленный им групповой процесс.

Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что пациент сам активно участвует в процессе; недостаток же метода в том, что лечебный эффект наступает относительно медленно (например, медленные, чем при внушении в гипнозе).

 

Карьера военного

учебные материалы