Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1 - Формирование системы военной психологии на этапе эмпирического развития

РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ ДО СЕРЕДИНЫ Х1Х ВЕКА

Формирование системы военной психологии на этапе эмпирического развития

Основными периодами развития военной психологии принято считать:

1. До 1917 года.

2. 1917 - 1941 года.

3. 1941 - 1945 года.

4. 1945 - наше время, в котором выделяются два подпериода:

- первый - 1945 – 1957 годы

- второй - 1957 – наше время.

Основаниями периодизации является:

- изменения проблематики исследований в зависимости от социально-культурной детерминации (от социального заказа);

- повышенное внимание государства к военно-психологическим исследованиям;

- изменение роли, места, реального статуса в структуре психологической науки;

- изменение оснований научного поиска, посредством которых обосновываются методологические установки ученого.

В отечественной военно-психологической литературе выделяют: IХ век – середина ХIХ века как этап эмпирического развития военной психологии, середина ХIХ века и по настоящее время – этап научного развития.

На протяжении эмпирического развития выделяют начальный этап, этап петровских реформ и этап полководцев. Эмпирический этап (в частности начальный) по преимуществу описательный. Предметом исследования служит внешняя, чувственно-воспринимаемая форма явлений, а само явление рассматривается как целостное и неделимое (это духовные силы, душа – их нельзя измерить как численность, материальные условия победы).

На эмпирическом этапе из произведений устного народного творчества можно вычленить следующие представления.

Во-первых, начало развития военно-психологической мысли – это облик былинного героя – воина богатырской дружины, его качества, побудительные мотивы, воинское мастерство, особенности ратного труда. Они служили для окружающих критерием в оценке, ориентиром в подготовке, примером для подражания в борьбе.

Психологические идеи в древнерусской литературе отражены в произведениях: «Слово о полку Игореве» - «О дружина моя и братья! Лучше убитым быть, чем пленным быть …» - в обращении князя Игоря к воинам перед боем. В «Повести временных лет», где при описании похода князя Олега в IХв. на Царьград раскрывается такая военно-психологическая реальность как военная хитрость. «Поучение Владимира Мономаха» содержит наставления, представляющие собой военно-психологические обобщения. В частности, - «выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано…».

Но подобные наблюдения были единичны, они не вырабатывались преднамеренно, предназначены для узкого круга пользователей, поэтому были общи, неконкретны.

Во-вторых, обобщение психологических представлений происходит в связи с ростом потребности в них, возникновением идеала, описания которого составляло военно-психологические представления о новом облике воина (князя, священника), обусловленного развитием военного дела. Заметим, что в древнерусской литературе имена действующих лиц в основном исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Кто они? Это князья, полководцы, священники, бояре, нравственное воздействие которых на людей огромно. Это патриоты земли Русской, защитники интересов русского государства, народа. Поэтому, в древнерусской литературе воплощены первые идеи о духовной стороне ратного дела, идеи об источниках победы над противником.

В-третьих, если до середины XIX века категория «личность воина» носила больше философское значение (её суть излагалась во взглядах передовых людей того времени на сущность военного дела: руководителей, полководцев, ученых, литераторов), то в последующем военно-психологическая мысль развивалась, непосредственно вплетаясь в практику обучения, руководства и боевой деятельности войск, как система обобщений.

Наиболее ярко эти процессы можно рассмотреть на примере становления военно-морской психологии, где сам понятийный аппарат являлся источником военно-психологических знаний на всех этапах развития военно-морской психологии. Так, например, море рассматривалось как специфическая природная среда, в условиях которой протекает деятельность военных моряков. Военный корабль – как средство выполнения боевых задач и как техническое средство учебной и боевой деятельности. Экипаж и команда корабля – как социальная группа и субъект специфической деятельности. Тактика и стратегия боя на море – как военное искусство и область знаний, как собственно деятельность военных моряков разных должностей и профессий, как в морском бою, так и в мирное время.

Специфичность их воздействия проявляется в психологическом воздействии морской стихии на первых мореплавателей, связанных опасностью самой деятельности в условиях корабля, находящегося в тысячах миль от родного берега; необычностью воздействия внешних факторов среды (впервые палуба кажется очень зыбкой, возникает определенная робость, опасение и неуверенность); особенностью обитаемости личного состава в условиях замкнутого пространства корабля; особенностью применения оружия. Так, например, применение оружия на судах (корабельные пушки имели калибр от 50 до 173 мм) требовало расширение круга специальностей моряков, изменения содержания морского сражения (отказ от схваток на абордаж, переход к бою на дистанции и др.). Сам факт постоянства окружающих людей на корабле вызывал определенные психические явления: однообразие одних и тех же сослуживцев, однообразие общения, переживаний, взаимоотношений, острое осознание материального стеснения. Все это потребовало развития знаний психиатрии и психотерапии, что явилось следствием введения на кораблях должностей священников, которые внесли определенный вклад в развитие идеалистических психологических представлений и выполняли роль психотерапевтов в длительных походах.

Еще в 1647 году царь Алексей Михайлович издал устав «О корабельной ратной науке», в котором были заложены определенные психологические идеи, в частности:

- разделение функций членов экипажа, отвечающих за движение и живучесть корабля в лице корабельщика и пушкарей, отвечающих за ведение огня;

- объединение ответственности командира за корабль и обучение команды, разграничение обязанностей и ответственности начальствующих чинов;

- отсутствие строгого нормирования тактических условий боя, представление права на самостоятельность и инициативу;

- ограничение запретительных мер и отсутствия разграничения прав при разграничении обязанностей, то есть, служить не за страх, а за совесть.

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1