Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 2 - Развитие военной психологии после второй мировой войны

Развитие военной психологии после второй мировой войны

Учитывая большой вклад науки в военное дело, в 1946 г. решением конгресса США был создан отдел по вопросам исследований ВМС, как первая федеральная организация, курирующая научные исследования. В 1946 г. в рамках Американской психологической ассоциации был сформирован отдел военной психологии, или отдел 19. После этого психология все больше интегрируется с военным ведомством, врастает в военные структуры.

В 1949 г. создан Центр исследований человеческих ресурсов по линии ВВС, который в 1954 г. получил название Исследовательского центра ВВС по отбору и подготовке личного состава, а в 1968 г. он был переименован в лабораторию ВВС США по вопросам исследований человеческих ресурсов.

После войны разрабатываются батареи тестов для проверки назначения на должность в структурах видов вооруженных сил. Ежегодно принимается приблизительно 800 тыс. новобранцев и половина из них тестируется.

В настоящее время в США существует широко разветвленная система организаций и учреждений, занимающихся военно-политическими исследова­ниями. Около 80 из них фактически находятся в структуре вооруженных сил. Кроме того, около 100 научно-исследовательских центров, десятки университетов, частных исследовательских институтов, специализированных больниц и лабораторий ведут разработки по контрактам, заключенным с Пентагоном. В составе вооруженных сил США насчитывается 8000 дипломированных психо­логов (5000 военных и 3000 гражданских). Ежегодно на службу поступает не менее 800 новых специалистов.

Основными направлениями развития теорети­ческих и экспериментальных проблем военной психологии в США являются:

- подготовка военнослужащих к ведению боевых действий (проблемы идеологической обработки и интенсификации обучения), формирование и сплочение подразделений;

- управление поведением состава в мирное и военное, время, управление техникой и оружием (эргономика, антропотехнология);

- социально-психологические средства воздействия на своих военнослужащих (население), союзников, а также на военнослужащих (население) вероятно­го противника;

- профессиональный, психологический отбор (изучение людских ресурсов, психологические испытания, системная классификация военнослужащих, пере­мещение кадров).

Рассматривая современные тенденции развития военной психологии в США, не следует забывать, что методологиче­скими основами возникновения и развития военной психологии в США изна­чально являлись постулаты философии прагматизма. Прагматизация сознания американцев и в настоящее время оказывает большое влияние на характер и на­правленность военно-психологических исследований. Если психотерапевтиче­ские проблемы и вопросы психологической реабилитации в вооруженных силах США во многом решаются за счет гражданских медицинских учреждений и психологических служб, подписавших контракты с Пентагоном, то приоритет­ные направления военно-психологических исследований – это, прежде всего, со­циальный заказ военного ведомства. Прагматизм этого социального заказа за­ключается в том, что финансируются лишь те исследовательские проекты, ко­торые в короткое время могут принести реальную финансовую отдачу. Все направления военно-психологических исследований и в настоящее время определяются ис­ключительно установками, связанными с интересами экономии средств и по­вышения эффективности военных структур при полном игнорировании интере­сов личности, ее духовных запросов.

Исследования и в дальнейшем будут направлены на улучшение индивиду­альных, организованных и семейных факторов, влияющих на принятие специа­листом, решения о продлении контракта. Для того чтобы повысить вероятность правильного назначения специалистов на должность, военное ведомство зани­мается разработкой систем исследования военнослужащего, при которых орга­нично сочетаются требования по отбору и классификации с необходимыми профессиональными показателями. Одной из основных исследовательских про­грамм последнего времени, предпринятой Армейским институтом исследова­ний, является Проект «А», который представляет собой попытку разработать ин­тегрированный набор личностных стандартов военнослужащих направленную на усовершенствование систем диагностики профессиональных показателей (познавательных, непознавательных и биографических изменений), разработку систем оценки эффективности военнослужащего и его тренинговых показателей.

В настоящее время военные психологи работают над совершенствованием системы тестирования одаренности, разработкой компьютерно-адаптивного тестирования, совершенствованием персональных квалификационных тестов. К проблематике текущих исследова­ний в области отбора и классификации можно отнести: совершенствование сис­темы тестирования одаренности в интересах оценки комплекса умений, компютерно-адаптивное тестирование, совершенствование системы тестирования и различных персональных классификационных тестов. Во всех видах вооруженных сил активно ведутся исследования в области тренинга. Тренинг базовых навыков останется при­оритетным направлением и в ХХI веке, поскольку военному ведомству уже в на­стоящее время приходится укомплектовывать части и подразделения в условиях дефицита квалифицированных кадров. Исследования ведутся также в области тренинга военных и специальных навыков, в области группового взаимодейст­вия, руководства, инструкторской деятельности, совершенствования тренинговых систем, создания новых типов тренажеров и т.д.

Особое место в исследовании занимает группа, так как многие сложные военные задачи решаются группой (слежение за подводной лодкой), группы более эффективны при выполнении сложных задач, команда способна эмоционально поддержать воина, чем обеспечить его мотивацию. В настоящее время особое внимание уделяется определению факторов эффективности функционирования группы, изучение оптимального состава группы, измерение показателей функционирования группы и лидера, моделирование команды и отряда, совершенствование системы тренинга, направленной на развитие групповых навыков, определение объема и стадий процесса группового обучения.

Человеческий фактор является также одним из приоритетных направлений во­енно-психологических исследований в США. В рамках этого направления ак­тивно ведутся исследования по проблеме лидерства, повышения эффективности системы человек-машина. Предприни­маются попытки сокращения интеллектуальной нагрузки оператора за счет вне­дрения новых технологий (таких как голосовое распознавание) и повышения уровня автоматизации управления оборудованием. В области человеческого фактора (мотивации) проводятся исследования по проблемам: человек как воин; человек как персонал; устранение факторов вредности для здоровья; взаимоотношения человека и системы оборудования; процесса принятия решения человеком; искусственный интеллект. Ведется поиск путей разде­ления функции человека и компьютера, осуществляется разработка и внедрение человекоподобных систем оборудования с применением систем искусственного интеллекта. Особое место уделяется проведению тренинга в интересах: обучения военнослужащих вопросам эксплуатации и ремонта новых видов техники и оружия; разработки тренажеров, технических средств обучения (инструкторское телевидение, слайдовые звуковые программы); изучения эффективности тренинговых процедур. В качестве проблемных задач выступают использование интерактивных видеодисков, искусственного разума, грамотных инструкций, стандартизация военного тренинга, выработка единых требований к разработке инструкторских систем по проведению тренинга.

Заслуживают внимания военно-психологические обзоры в журнале «Американский психолог». Практические установки диктуются военной теорией: о постоянстве и вечности войн; о неизбежности всеобщей ядерной войны; о разделении мира на агрессивные лагеря; о бескомпромиссности и крайней жестокости войн, с использованием всех имеющихся средств поражения. Исходя из этого внимание психологов сосредотачивается на проблемах психологизации понимания войны, оправдании права на агрессию, нахождения средств политической изоляции армии, воспитании личного состава в духе культивирования бессердечия и жестокости, а также на психологических проблемах боеспособности, моделировании и прогнозировании поведения масс в войне, расчетах потерь, путях идеологической обработки, отборе, подготовке к действиям на различных ТВД, ведении психологической войны.

Военная психология при этом участвует в отработке положений буржуазной идеологии, обслуживает политику господствующего класса, влияет на идеологическую обработку, боевую подготовку, отбор и организационное укрепление вооруженных сил, участвует в психологической войне, конструировании боевой техники и оружия. Военная психология разрабатывает главным образом способы совершенствования методов командования или укрепления связей между различными группами.

Военные психологи обеспечивают:

1) Подготовку личного состава (индоктринация, обучение специалистов, боевая, психологическая подготовка к ТВД, подготовка в видах ВС, различных категорий военнослужащих и т.д.).

2) Отбор (психотехнические испытания, классификация, назначение, перемещение).

3) Руководство людьми и подразделениями в службе и в бою (процесс руководства, его правила, качества руководителя, изучение подчиненных, побуждение и внушение).

4) Управление техникой и оружием в бою (навыки, утомление, работоспособность).

5) Конструирование боевой техники (с учетом возможности оператора).

Вооруженные силы служили полигоном для проверки и применения научных теорий. Военное ведомство США – это тот импульс, который способствует развитию исследований и обновлению в психологии. В целом многообразие проблематики современных военно-психологических исследований в США обусловлено узко прикладным характером военной пси­хологии и большим количеством конкретных заказов, поступающих от различ­ных учреждений военного ведомства.

 

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 2