Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Уровень понимания
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
Уровень понимания
Hа этом уровне решаются следующие задачи теоретико-исследовательского содержания.
1. Фиксация существования социально-психологического явления. Содержание деятельности психолога: увидеть явление, заметить его, различить в психологически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими, последствиями.
2. Описание явления. Содержание - дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью категорий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности.
3. Исследование - то есть целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экспертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической информации.
4. Объяснение - интерпретация исследовательских данных, построение концептуальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными параметрами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативного состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактически представляет собой обоснованное описание.
5. Прогнозирование – это построение психологом динамических моделей перспективного состояния воинского коллектива или военнослужащего, его деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления.
6. Практико-методические рекомендации, то есть система обоснованных предложений организационно-управленческого характера для специалистов-профессионалов, имеющих отношение к военно-организационной системе в связи с решаемой проблемой, для командиров, специалистов воспитательных органов, медиков и др.