Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Уровень управления

 

Уровень управления

Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры воинского коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного военнослужащего. Реализуются следующие задачи.

7.  Учет  результатов понимания в управляющем воздействии - в процессе общения с руководителями и членами  воинских  коллективов,  в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирования.

8. Коррекция  развития, то есть система компетентных  профессиональных действий организационно-управленческого, психолого-педагогического,  психотерапевтического плана,  осуществляемых как самим психологом,  так  и другими военнослужащими по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных  военнослужащих и воинского коллектива в целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предполагает  оказание психологической  помощи военнослужащим со стороны только психологов-профессионалов.

9.  Hаправленное формирование. Содержание данного аспекта деятельности – устранение отклонения от нормы, понимаемого как известный  дефицит  значимых  знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходимых для успешного выполнения военно-профессиональных задач. Формами работы могут быть,  например, организация мероприятий психологической  подготовки  к боевой деятельности,  социально-психологический тренинг общения и пр.

10.  Содействие  саморазвитию. Жизнь  воинского  коллектива предполагает его саморазвитие,  самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психолога состоит, прежде всего, в квалифицированном  психологическом  консультировании руководителя и отдельных военнослужащих в случаях их обращения  за  советом,  помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образовании членов воинского коллектива.

Реализация исследовательско-диагностических и управляющих процедур, техник и технологий направлена на решение тех задач, которые, собственно, и составляют содержание профессиональной деятельности психолога и получили нормативное закрепление в проекте руководства по психологической работе (см. Приложение 2).

В процессе выполнения данных задач по отношению к объекту деятельности военный психолог реализует определенные функции. В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач,  однородные по содержанию,  осуществление которых характеризуется устойчивыми способами и средствами использования  психологического знания для достижения определенной цели.

Анализ психологической литературы, а  также  реальной деятельности психологов  позволяет выделить функции войскового психолога, как субъекта психологической работы. Назовем эти функции.

· диагностическая - психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих  на успешность деятельности и психологическое состояние людей;

· исследовательская - изучение новейших достижений в области психологической  науки  и практики,  пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке и т.д.;

· прогностическая - прогноз  тенденций  развития  и  перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;

· информационная - сообщение клиентам и военным руководителям системы психологических знаний,  повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии  объекта  и  тенденциях его развития;

· конструктивно-проектировочная - отбор и структурирование материала, участие в комплектовании воинских коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий воинской деятельности, средств и режимов труда и т.п.;

· учебно-методическая - обучение  использованию  в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;

· экспертная - оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) вариантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания;

·     консультативная - оказание помощи военнослужащим, членам их семей и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального  варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;

· коррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий воинской деятельности в связи с определенным состоянием людей,  формирование качеств,  способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач;

· коммуникативная - установление контакта с партнером,  прием и передача сообщения,  эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению.

Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональна по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники  и  технологии,  объединенные по их характеру в более крупные блоки.

Эти блоки, выражая единство решения служебных  и учебно-боевых задач,  стоящих перед воинской частью, задач сохранения психического здоровья  военнослужащих,  а  также  поддержания  необходимого уровня  профессиональной компетентности самого психолога и оптимальных условий его деятельности, характеризуют основные   виды  профессиональной  деятельности  психолога воинской части.

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1