Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Психореабилитация

 

Психореабилитация

Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека,  нарушенных  (деструктурированных) вследствие действия психотравмирующих факторов. Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализированную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых социальных условий.

Перечисленные виды деятельности военного психолога образуют целостную систему, обеспечивающую вследствие комплексного применения процедур  диагностического  и управляющего характера реализацию  задач оптимизации условий жизнедеятельности военнослужащих в интересах эффективного выполнения ими социальных функций, задач воинской деятельности и сохранения их психического здоровья.  При этом каждый из выделенных видов профессиональной деятельности (если за  критерий их сравнения брать отношение к норме, рассматриваемой как желаемое, оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функцию:

- психодиагностика - как деятельность по определению актуального состояния объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозирование его  будущего состояния;

- психологическое консультирование и просвещение - как деятельность, направленная на осознание военнослужащими (членами их семей) феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении;

- психотерапия, психокоррекция и психореабилитация - как психологическое воздействие на объект,  находящийся в состоянии отклонения от нормы,  в целях возвращения его  в  нормальное состояние;

- психопрофилактика и психогигиена - как воздействие на объект,  находящийся в нормальном состоянии,  с целью предупредить возможные последующие отклонения.

Выделенные виды деятельности военного психолога отличаются также по степени  их стандартизации и мерой ответственности  за принимаемые решения и  последующие  изменения  в жизнедеятельности человека.  В этой связи наиболее стандартизированным  видом  деятельности является  психодиагностика,  а степень ответственности психолога в плане участия  в  судьбе военнослужащего,  напротив,  будет возрастать от психодиагностики к психотерапии и психокоррекции.

Временные затраты на осуществление каждого из видов деятельности зависят от различных условий: от профессиональной квалификации психолога, задач, стоящих перед воинской частью, особенностей конкретного периода в жизнедеятельности воинской части, положения дел в подразделениях и т.п.

К субъективной  стороне относятся признаки,  отражающие осознание  психологом как субъектом деятельности ее объективных составляющих,  характер  овладения  и осуществления им нормативно заданных форм и способов действий. Данные признаки в своей совокупности образуют индивидуальную психологическую структуру деятельности, состоящую из мотивационного и операционального компонентов.

Мотивационный  компонент характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов,  побуждающих, регулирующих  и  направляющих  деятельность,  обеспечивающих  индивидуально-специфический  характер  ориентировки  в целях и нормах профессии и практического овладения ими. Психологическими средствами, обеспечивающими  ориентировку  и построение субъективного образа профессиональной деятельности (ситуации),  выработку индивидуальных критериев ее успешности, а также построение профессионального "Я -образа", являются цели, мотивы и потребности деятельности,  ценностные  ориентации  психолога, его интересы, ожидания, установки и намерения, профессиональные притязания и планы профессиональной деятельности.

 

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1