Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Операциональный компонент
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
Операциональный компонент
Операциональный компонент – это совокупность психологических средств (знания, навыки, умения) и психологических ресурсов (психологические качества личности), которые психолог использует для непосредственной реализации им функциональных обязанностей и которые обусловливают реальный уровень выполнения задач профессиональной деятельности, обеспечивая соответствие процессуальной стороны нормативным требованиям.
При этом под знаниями понимается совокупность сведений о целях, содержании и структуре, объектах и средствах деятельности, а также о необходимых способах и условиях обеспечения оптимального результата. Умения и навыки есть совокупность приемов, операций и действий, доведенных до определенного уровня автоматизма, образующих конкретные техники и технологии, обусловливающие определенный уровень и конкретный характер реализации диагностических и управляющих процедур.
Профессионально важные психологические качества личности военного психолога выступают в роли своеобразного психологического ресурса, потенциально готового к включению в различные виды профессиональной деятельности. К ним относятся интеллектуальные (особенности
мышления и других познавательных процессов), эмоционально-волевые, нравственные, а также социальные и организаторские качества личности военного психолога, которые определяющим образом влияют на характер и эффективность профессиональной деятельности.
Вопрос соответствия личностных качеств требованиям специальности особо важен для так называемых «социальных» профессий. Так, Е.А. Климов, относя деятельность психолога к профессиям типа "человек- человек", отмечает, что характерными для профессий данного типа являются чрезвычайная сложность, нестандартность, текучесть предметов рассмотрения или воздействия. Зачастую сам предмет труда появляется в результате напряженного творческого поиска.
Самое главное, характеризующее особенности и качества специалиста, - это душеведческая направленность к проявлениям чувств, ума и характера другого человека, наблюдательность к проявлениям его душевной деятельности, умение мысленно представить его внутренний мир, способность сопереживать, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей, выдержка и умение "не выходить из себя". В этом плане отмечается роль собственного опыта человека. Особое место занимают коммуникативные качества: общительность, умение слушать собеседника, умение правильно (понятно, ясно, связно) излагать свои мысли, четкость, раздельность устной речи, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания.
В исследовании Борисовой А.А. в качестве профессионально важного качества выделяется такое целостное структурное образование, как психологическая проницательность. Психологическая проницательность имеет несколько уровней своего рассмотрения, каждому из которых соответствуют свои наиболее важные элементы-качества:
а) сенсорно-перцептивный (наблюдательность за людьми, способность по внешним проявлениям правильно понимать чувства и мысли людей, эмоциональная отзывчивость);
б) уровень представлений (образная память, владение языком, мимикой, жестами и т.п.);
в) уровень вербально-логического мышления (активность, гибкость мышления, развитые анализ и синтез, владение речью, обобщенный опыт общения с людьми);
г) уровень личностных характеристик (гуманистическая направленность, ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью, волевые черты характера).
В общении психологическая проницательность проявляется в умении видеть проблемы, возникающие между людьми, внимательно слушать людей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседников.
Во многом схожую идею высказывают в своей работе Н.В. Бачманова. и Н.А. Стафурина. Так, выделяемая ими способность практически решать задачи на общение имеет следующие основные составляющие: умение правильно и полно воспринимать человека; умение понимать внутренний мир (его особенности и свойства) человека; умение сопереживать (доброта, эмпатия); способность и умение анализировать свое поведение (рефлексия); умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).
В проведенном Н.А. Аминовым и М.В. Молокановым исследовании выявлена зависимость успешности и предрасположенности психолога к исследовательской или практической деятельности от уровня развития у него социального интеллекта (интегральная чувствительность к объекту, способность понимать поведение людей), проективных умений (социальная фасилятивность как сила воздействия на других людей), а также уровня развития коммуникативных умений.
В ряде работ, рассматривающих цели оказания психологической помощи и критерии ее эффективности, подчеркивается необходимость соблюдения психологом этических норм в работе с человеком, в связи с чем особое значение придается ценностным ориентациям психолога, осознанию им уровня своего профессионализма и степени ответственности, как своеобразной меры воздействия и вмешательства в жизнь другого человека.
Таким образом, профессиональная деятельность психолога воинской части, представленная в единстве ее объективной и субъективной сторон, отражает чрезвычайную сложность и многофункциональность задач, решаемых специалистом. Отличительная особенность объективных требований к психологу воинской части состоит в их очевидной разнородности, требующей от него универсальности знаний, умений и навыков. Он должен одновременно выступать и в роли квалифицированного психолога-практика, владеющего методами оказания психологической помощи, и в роли аналитика, способного выявить слабые звенья в военно-организационной системе и предложить военным руководителям действенные рекомендации по их устранению.
Для решения указанных задач военные психологи используют ряд методов, образующих единый комплекс, обеспечивающий в своей совокупности решение конкретной проблемы, а в конечном итоге - и психологическое сопровождение процесса социализации личности в условиях армии (в том числе военной профессионализации специалиста).