Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Операциональный компонент

 

Операциональный  компонент

Операциональный  компонент – это совокупность  психологических средств (знания,  навыки, умения) и психологических ресурсов (психологические качества личности), которые  психолог использует для непосредственной реализации им функциональных обязанностей и которые обусловливают реальный уровень выполнения  задач  профессиональной деятельности,  обеспечивая  соответствие процессуальной  стороны нормативным требованиям.

При этом под знаниями понимается совокупность  сведений  о  целях,  содержании и структуре,  объектах и средствах деятельности,  а также о необходимых  способах  и  условиях обеспечения  оптимального  результата.  Умения и навыки есть совокупность приемов, операций и действий, доведенных до определенного уровня автоматизма,  образующих конкретные техники и технологии,  обусловливающие определенный уровень и конкретный характер реализации диагностических и управляющих процедур.

Профессионально  важные психологические качества  личности военного психолога выступают в роли своеобразного психологического ресурса, потенциально готового к включению в различные виды профессиональной деятельности. К ним относятся интеллектуальные (особенности

мышления и других познавательных процессов), эмоционально-волевые, нравственные, а также социальные и организаторские качества личности военного психолога, которые определяющим образом влияют на характер и эффективность профессиональной деятельности.

Вопрос соответствия личностных качеств требованиям специальности особо важен для так называемых «социальных» профессий.  Так, Е.А. Климов,  относя деятельность психолога к профессиям типа "человек- человек", отмечает, что характерными для профессий данного типа являются чрезвычайная сложность,  нестандартность, текучесть  предметов рассмотрения или воздействия. Зачастую сам предмет труда появляется в результате напряженного творческого поиска.

Самое главное, характеризующее особенности  и качества специалиста, - это душеведческая направленность к проявлениям чувств,  ума и характера другого человека,  наблюдательность к проявлениям его душевной деятельности,  умение мысленно представить его внутренний мир,  способность  сопереживать,  доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения,  образа мыслей,  выдержка и умение "не выходить из себя".  В этом плане отмечается роль собственного опыта человека. Особое место занимают коммуникативные  качества:  общительность, умение слушать собеседника,  умение правильно (понятно,  ясно, связно) излагать свои мысли,  четкость,  раздельность устной речи, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания.

В исследовании Борисовой А.А.  в  качестве  профессионально важного  качества  выделяется такое целостное структурное образование, как психологическая проницательность. Психологическая проницательность имеет несколько уровней своего рассмотрения,  каждому из которых соответствуют свои наиболее важные элементы-качества:

а) сенсорно-перцептивный (наблюдательность за людьми, способность по внешним проявлениям правильно понимать чувства и мысли людей,  эмоциональная  отзывчивость);

б)  уровень представлений (образная память,  владение языком, мимикой, жестами и т.п.);

в) уровень вербально-логического  мышления (активность,  гибкость  мышления,  развитые анализ и синтез,  владение речью, обобщенный опыт общения с людьми);

г) уровень личностных характеристик (гуманистическая направленность,  ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью,  волевые черты характера).

В общении психологическая  проницательность  проявляется  в умении видеть проблемы, возникающие между людьми,  внимательно слушать людей,  учитывать  возрастные и индивидуальные особенности собеседников.

Во многом схожую идею высказывают в своей работе  Н.В. Бачманова.  и Н.А. Стафурина. Так, выделяемая ими способность практически решать задачи  на общение имеет следующие основные составляющие:  умение правильно и полно воспринимать человека;  умение понимать внутренний мир (его особенности и свойства) человека;  умение сопереживать (доброта,  эмпатия); способность и умение анализировать свое поведение (рефлексия); умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).

В проведенном Н.А. Аминовым  и  М.В. Молокановым исследовании выявлена зависимость успешности и  предрасположенности  психолога  к исследовательской  или  практической деятельности от уровня развития у него социального интеллекта (интегральная чувствительность к  объекту, способность понимать поведение людей),  проективных умений (социальная фасилятивность  как сила воздействия на других людей), а также уровня развития коммуникативных умений.

В ряде работ, рассматривающих цели оказания психологической помощи и  критерии ее эффективности,  подчеркивается необходимость соблюдения психологом этических норм в работе с человеком,  в связи   с чем  особое значение  придается ценностным ориентациям психолога,  осознанию им уровня своего профессионализма и степени  ответственности, как  своеобразной меры воздействия и вмешательства в жизнь другого человека.

Таким образом,  профессиональная деятельность психолога воинской части, представленная в единстве ее объективной и субъективной сторон, отражает чрезвычайную сложность и многофункциональность задач, решаемых специалистом. Отличительная особенность объективных требований к психологу воинской части состоит в их очевидной разнородности, требующей от него универсальности знаний, умений и навыков. Он должен одновременно выступать и в роли квалифицированного психолога-практика, владеющего методами оказания психологической помощи, и в роли аналитика, способного выявить слабые звенья в военно-организационной системе и предложить военным руководителям действенные рекомендации по их устранению.

Для решения указанных задач военные психологи используют ряд методов, образующих единый комплекс, обеспечивающий в своей совокупности решение конкретной проблемы, а в конечном итоге - и психологическое сопровождение процесса социализации личности в условиях армии (в том числе военной профессионализации специалиста).

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1