Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Деятельностные проблемы

 

Деятельностные проблемы

Деятельностные проблемы - проблемы, присущие служебной и учебно-боевой деятельности военнослужащих вследствие несоответствия психологических качеств воинов объективным требованиям военной службы и воинской специальности.

Данные проблемы проявляются в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, проступках и преступлениях при выполнении служебных и учебно-боевых задач. Резкий  рост служебной нагрузки в связи с острым дефицитом людских ресурсов приводит к физической и  психологической  усталости, эмоционально-волевому истощению, снижению уровня функционального психологического состояния военнослужащих в результате утомления,  недостаточного  восстановления  физических и морально-психологических сил.

Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их первоочередного решения, содержание психологической работы в Вооруженных Силах сводится к двум основным направлениям:

- оптимизации психологических условий, влияющих на психику военнослужащих;

- формированию и развитию индивидуальных и групповых психических образований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности.

Особенностью психологической работы в Вооруженных Силах  является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматривается как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи. Интересы самого человека здесь зачастую не совпадают, а иногда и противоречат целям и характеру осуществляемой деятельности. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточная ценность в профессионально-этическом самоопределении психолога, в условиях армии и флота психологическая работа должна быть ориентирована и на деятельность, и на человека. Практически это реализуется в мероприятиях, проводимых по двум направлениям:

а) содействие решению задач, стоящих перед воинской частью,  непосредственно  связанных с воинской деятельностью. Это: оптимизация  социально-психологического климата в подразделениях, профессиональный отбор и распределение военнослужащих,  совершенствование форм и методов управления, психологическое  обеспечение  боевой  подготовки, боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства, караульной службы. Здесь превалируют как бы  интересы  самой деятельности;

б) содействие решению проблем, не связанных напрямую с воинской  деятельностью.  Сюда входят разрешение семейных, личностных проблем военнослужащих и членов их семей,  повышение уровня их социально-психологической компетентности,  сохранение  и  повышение  уровня психического здоровья, оптимизация психофизиологического состояния и др.

Указанные направления отражают фактическую ориентированность психологической работы на два «полюса» – интересы деятельности и интересы человека, а содержание мероприятий, проводимых в рамках каждого из них, способствует в конечном итоге повышению эффективности функционирования психики военнослужащих в различных условиях воинской деятельности.

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1