Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Основные задачи психологической работы в воинской части

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Основные задачи психологической работы в воинской части

Психологическая работа в части и подразделении выступает прежде всего как система регулирования процессов особого типа - психологических и социально-психологических. Если сравнивать психологическую работу с другими видами деятельности офицеров, то можно заметить следующее: управление и руководство направлены на реальную внешнюю  деятельность субъектов воинской службы, обучение и воспитание - на осуществление изменений в будущей внешней деятельности и будущих внешних отношениях воинов, а психологическая работа проводится в целях реализации требуемых в интересах службы изменений в реальной “внутренней деятельности”  воинов, т.е. в их психике и в психике воинских коллективов.

Основным содержанием психологической работы являются психологическое изучение и психологическое управление объектом. В качестве объекта психологической работы выступают военнослужащие воинской части и члены их семей, основные виды воинской деятельности, а также система факторов и условий, оказывающих психологическое воздействие на военнослужащих. В зависимости от объекта, на изучение и оптимизацию которого направлена психологическая работа, выделяются следующие ее организационные уровни:

- уровень отдельного военнослужащего;

- уровень воинского коллектива (подразделения);

- уровень воинской части.

Психологическое изучение объекта предполагает научное исследование, описание, объяснение и прогнозирование социально-психологических процессов, явлений и состояний отдельных военнослужащих и воинских коллективов на основе достоверной информации, полученной с помощью надежных методов. Результатом этой деятельности является психологический диагноз, предполагающий описание актуального и перспективного состояний объекта изучения, а также предлагаемые меры управляющего воздействия.

Психологическое управление объектом имеет целью оптимизировать имеющиеся условия жизнедеятельности военнослужащих с учетом ее психологических аспектов, на основе внедрения практических рекомендаций и оказания непосредственной помощи руководителям, воинским коллективам, отдельным военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу. Следует отметить, что психологическое управление может быть прямым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность, коллектив, и косвенным, осуществляемым совместными усилиями всех субъектов психологической работы через изменение условий жизнедеятельности, подбор, отбор военнослужащих, через изменение технологии и режима деятельности.

Направлениями, по которым организуется и проводится психологическая работа в полку  (на  корабле  1  ранга) являются:

· изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава;

· изучение социально-психологических   процессов и явлений в  воинских коллективах;

· психологическая профилактика  нарушений  воинской дисциплины, суицидальных происшествий;

· психологическая работа  по  обеспечению  боевого  дежурства (службы), гарнизонной и караульной служб;

· психологическая подготовка личного состава;

· профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих;

· психологическое просвещение личного состава;

· психологическая помощь  военнослужащим,  членам  их семей и гражданскому персоналу;

· противодействие негативному информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.

Реализация конкретных задач, относящихся к данным направлениям, осуществляется субъектами психологической работы. В воинской части к ним относится довольно широкий круг лиц и органов руководства, в той или иной мере оказывающих психологическое воздействие на военнослужащих. Таковыми, в частности, являются командиры, штабы, органы воспитательной работы, медицинская служба, военнослужащие, воинские коллективы, общественные организации. От согласованности их действий во многом зависит эффективность психологической работы в целом.

Кратко охарактеризуем основные функции указанных категорий. Так, командиры всех уровней отвечают за руководство и организацию психологической работы во вверенных им подразделениях и частях. Осуществляя комплексный, системный подход к решению различных проблем, они ставят задачи подчиненным должностным лицам по организации и проведению психологической работы, сами непосредственно принимают участие в реализации основных мероприятий, контролируют качество их выполнения.

Штабы совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и согласованность проведения мероприятий психологической работы, вносят предложения по укреплению морально-психологического состояния личного состава и участвуют в их реализации.

Органы воспитательной работы несут ответственность за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы.

Медицинская служба во взаимодействии с командирами и должностными лицами воспитательной работы осуществляет мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в целях создания оптимальных условий сохранения психического здоровья военнослужащих, предупреждения психических расстройств и раннего выявления военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и психическими заболеваниями.

В то же время существует специальный институт должностных лиц и органов психологической работы. На уровне воинской части им является психолог. Обладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, психолог несет персональную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за качество, обоснованность и достоверность психологических заключений и рекомендаций. В его обязанности входит осуществление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи должностным лицам.

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1