Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Этап после смены с боевого дежурства, караула

 

Этап после смены с боевого дежурства, караула

Для личного состава после смены  с боевого дежурства,  караула организуется комплекс мероприятий по психофизиологическому  восстановлению. Кроме спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, с номерами расчетов и смен в комнате психологической помощи проводятся  групповые и индивидуальные тренинги активной нервно-психической релаксации с прослушиванием (просмотром)  специальных  аудио-  и  видеокассет, а также другие мероприятия, направленные на снятие нервно-психической нагрузки и подготовку военнослужащих к очередному  заступлению на боевое дежурство (в караул).

Организуя подготовку личного состава к заступлению для несения службы, должностные лица обязаны учитывать некоторые правила, связанные с психологическими особенностями несения боевого дежурства и караульной службы. Среди факторов, оказывающих влияние на психологическое самочувствие военнослужащих, на их работоспособность и успешность выполнения обязанностей по службе, следует назвать влияние цикличности на психику военнослужащих. Ученые давно выявили влияние геомагнитных и гравитационных полей на самочувствие людей. Наряду с долгими биоритмами (12-летний, годичный, физический (23 дня), эмоциональный (28 дней), интеллектуальный (33 дня), недельный и другие - всего более 300) существуют и так называемые короткие биоритмы, цикличность которых колеблется в течение суток, а их периоды составляют 4-6 часов. В течение суток работоспособность человека пять раз достигает максимума и пять раз снижается до определенного минимума. "Подъемы" приходятся на 5 часов, 11, 16, 20 и 24, а "спады" фиксируются около 2, 9, 14, 18, 22 часов.

Замечено, что большинство нарушений, например сон на посту, приходится как раз на время действия циклов "спада". Поэтому необходимо следить, чтобы военнослужащие каждый раз заступали в караул, на боевое дежурство в разные смены. Кроме того, установлено, что для приема пищи тоже существуют свои наиболее благоприятные часы - 0, 5, 10, 15 и 19 часов. В карауле целесообразно предоставить военнослужащим возможность для приема пищи и в ночное время - примерно с 0 до 2 и с 4 до 5 часов.

Серьезная нагрузка на психику военнослужащих ложится в ходе несения боевого дежурства. В значительной степени это связано с необходимостью поддержания определенного уровня мобилизованности психических сил. Данное состояние - состояние психической готовности - рассматривается как мотивационно-волевое состояние психики, обеспечивающее актуализацию профессиональной подготовленности в процессе перехода от ожидания экстренного сигнала, время поступления которого не определено, к активным боевым действиям.

Состояние готовности имеет индивидуальный характер и связано с экономичностью протекания психических процессов, определяющих  уровень психической напряженности военнослужащего. Нахождение в таком состоянии в течение длительного времени может, в свою очередь, вызывать негативные состояния. А именно:

- состояние "фрустрации", когда нормативные требования превышают профессионально-боевые возможности военнослужащего;

-  состояние "монотонии", когда в результате однообразной деятельности, "ненасыщенного" интереса сужается объем внимания и психическое напряжение резко уменьшается;

- состояние "привычности", когда снижается эмоциональность ожидаемого события (возникновение боевых действий), а само оно кажется человеку маловероятным;

- состояние "усталости, утомления" как результат истощения физических и психических ресурсов человека под влиянием длительной перегрузки, психического напряжения.

Психические состояния военнослужащих в процессе несения службы тесно связаны с его работоспособностью. Именно работоспособность раскрывает физиологическое состояние организма - мышц, органов, нервной системы, обеспеченность энергией, которая может реализовываться в конкретных продуктах деятельности.  Процесс расходования энергии в ходе деятельности ведет к утомлению – физиологическому состоянию, препятствующему эффективной деятельности. Различают физическое, сенсорное, умственное и эмоциональное утомление. Остаточные явления утомления нередко проявляются на следующий день или в течение более продолжительного времени. Состояние переутомления, связанное с неэффективностью восстановительного периода, имеет различные степени выраженности, каждой из которых должны соответствовать свои коррекционно-профилактические мероприятия: отдых на природе, отпуск, занятия физкультурой, упорядочение сна, лечение у специалистов и т.д.

Степень утомления субъективно отражается психикой как усталость. Это психическое состояние человека, препятствующее реализации работоспособности в конкретные продукты деятельности. В исследованиях военных психологов установлено, что в течение всего периода несения службы уровень работоспособности, определяющий эффективность деятельности, подвержен значительным колебаниям. Выделяются, по крайней мере, три фазы, связанные с различным уровнем работоспособности и продуктивности деятельности: фаза нарастания продуктивности, фаза устойчивой наилучшей продуктивности, фаза падения продуктивности (см. рис.11).

clip_image004

Рис. 11.   Динамика продуктивности деятельности и работоспособности организма при непрерывной длительной работе

 

Примечание: 1 – период экстренного врабатывания; 2 – период тонкого врабатывания; 3 – период оптимальной работоспособности; 4 – период полной компенсации утомления; 5 – период неустойчивой компенсации утомления; 6 – период прогрессивного снижения продуктивности; 7 – «конечный порыв».

Фаза нарастания продуктивности связана с так называемым процессом врабатывания человека в осуществляемую деятельность и ее условия. Данный процесс можно разделить на два периода: период грубого и период тонкого врабатывания. Процесс врабатывания характеризуется привыканием личного состава к обстановке несения службы, "перестройкой" психики на рабочий лад. Примерная продолжительность врабатывания - 10-15 минут, но у разных людей оно происходит по-разному и зависит от многих факторов: психофизиологических особенностей, мотивации, психического состояния, сформированности профессиональных умений и навыков и т.п. Различие во времени связано также и с тем, какой анализатор является ведущим для специалиста той или иной профессии. Например, адаптация слуха происходит в течение одной минуты, обоняния – 3-5 минут, а зрения – 30-40 минут. На этой фазе возможны значительные колебания (до 40 %) производительности труда, точности операций, качества работы.

Фаза устойчивой наилучшей продуктивности отличается самыми высокими показателями работы, положительными эмоциями и отсутствием признаков утомления. Энергетические затраты организма успевают полностью компенсироваться. На этой фазе выделяют два периода: период оптимальной работоспособности (3) и период полной компенсации утомления (4). Период оптимальной работоспособности характеризуется высокой и устойчивой производительностью труда, положительными эмоциями. В период полной компенсации наблюдаются первые признаки усталости, необходимости в отдельные моменты более тщательного сосредоточения внимания на выполняемых действиях и операциях, однако эффективность деятельности остается на уровне нормативных требований. Соотношение периодов и их общее время зависят от многих факторов: от запаса энергетических ресурсов, т.е. выносливости, воинского мастерства, состояния здоровья, режима питания, сложности решаемых задач, слаженности расчета и т.д. Данная фаза занимает основную часть рабочего цикла (не менее 50 % рабочего времени).

Фаза падения продуктивности характеризуется действием достаточно сильного нарастания утомления. Военнослужащий уже не может компенсировать утомление полностью. Данная фаза состоит из нескольких периодов.

В период неустойчивой компенсации (5) начинают сказываться последствия утомления, волевым усилием уже не удается поддерживать высокий уровень производительности труда, точно и своевременно реагировать на изменение обстановки. Все выраженнее проявляются признаки утомления и чувство усталости.

В период прогрессивного снижения эффективности деятельности (6) происходят значительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Утомление быстро нарастает, увеличивается количество ошибок, таких как нарушение последовательности работы, пропуск операции или действия, неправильные решения, сбой в действиях и т.п.

Период конечного порыва (7) может наблюдаться за 20-30 минут до конца несения службы и выражаться в повышении эффективности боевой деятельности. Такое повышение дееспособности связано с улучшением настроения военнослужащего в преддверии окончания боевого дежурства, службы в карауле, с мобилизацией оставшихся энергетических ресурсов.

С учетом приведенной динамики должны планироваться профилактические мероприятия по предупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. К числу таких мероприятий, проводимых психологом и другими должностными лицами, относятся следующие.

· Планирование и организация эргономических условий, способствующих сохранению оптимального уровня работоспособности личного состава (освещенность, цвет, температурный режим, оборудование рабочего места оператора, устранение лишнего шума и т.п.). Установлено, в частности, что красный, оранжевый цвета возбуждающе действуют на эмоциональную сферу человека, повышают артериальное давление, усиливают мускульное напряжение, увеличивают частоту дыхания и пульс. Зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета, напротив, действуют успокаивающе.

· Организация оптимального режима труда и отдыха в процессе несения службы. Например, в ходе боевого дежурства зачастую наблюдается очень слабая нагрузка на определенные группы мышц. Регулярная и длительная недогрузка мышц вызывает двигательное голодание – своеобразное заболевание, называемое гиподинамией. Это явление характерно прежде всего для представителей операторских специальностей и проявляется в вялости человека, апатии, нежелании двигаться, быстрой утомляемости, снижении физической силы и выносливости.

Кроме того, длительное пребывание человека в закрытых помещениях, подземных сооружениях вызывает так называемую сенсорную депривацию (невозможность удовлетворения потребности в разнообразии красок, свете солнца, смене дня и ночи, запахе земли, деревьев и т.п.). В изоляции человек, лишаясь привычных раздражителей, ощущает сенсорный голод, действие которого проявляется в снижении работоспособности, ухудшении внимания, памяти, мышления, возникновении иллюзий. Нейтрализация этих негативных явлений требует особого внимания со стороны командного звена и психолога.

· Психологическое просвещение, направленное на разъяснение условий и особенностей несения боевого дежурства и караульной службы, влияния данных условий на психику человека, показ психологической природы трудностей деятельности и возможных ошибок. Важно разъяснять военнослужащим возможные способы профилактики усталости, не допускать ее хронических форм, закрепляющих «привычку усталости» на службе. Данное явление возникает даже при отсутствии реального утомления, становится своего рода профессиональным отягощением. Испытываемые каждый раз при заступлении на службу неприятные ощущения могут значительно опережать реальное утомление и становиться причиной не только ошибок, сбоев в осуществлении деятельности, но и профессиональных кризисов и заболеваний.

· Обеспечение оптимальной системы взаимодействия военнослужащих при несении службы, подбор и расстановка по сменам и постам с учетом их психологической  совместимости.

· Проведение в период подготовки к несению службы групповых психологических тренингов. В состав их участников могут входить члены одного расчета, смены. Учебным материалом для тренинга являются возможные боевые ситуации. Задается, как правило, лишь основное направление событий (условия и цель), а участники должны определить алгоритм решения задачи каждым специалистом в составе расчета. Моделирование боевых ситуаций призвано не только актуализировать профессиональные качества военнослужащих для действий в этих ситуациях, но и вызвать у них (за счет варьирования условий выполнения задачи) сходные с «боевыми» психические состояния. Создаваемые тем самым эмоционально насыщенные элементы будущей деятельности становятся критериальным средством преодоления возможных негативных психических состояний.

Эффективным средством предупреждения негативных состояний, мобилизации сил на успешное выполнение боевой задачи является овладение методиками психической саморегуляции. У каждого человека есть свой набор приемов выхода из трудных ситуаций. Эти приемы предполагают нерефлексивное применение методов психической саморегуляции, поддержания требуемого в данный момент психического состояния. Так, некоторые военнослужащие для поддержания бдительности в карауле на посту применяют своеобразную тактику передвижения по маршруту - через каждые четыре шага оглядываться поочередно через правое и левое плечо. Многие знают, что ходьба в темпе 140-150 шагов в минуту создает бодрое самочувствие и хорошее настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного в разном ритме по 10-12 шагов усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, элементы самомассажа головы, другие психофизиологические приемы активирующего самовоздействия.

Психическая  саморегуляция (ПС) - это свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью психической активности. Необходимость освоения приемов ПС обусловлена возможностью для военнослужащих с их помощью предупреждать различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, падение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические расстройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегетативно-сосудистая дистония  и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие рассогласования циркадианных ритмов организма, нервного напряжения и физического переутомления, вызываемых особыми условиями боевого дежурства и несения службы в карауле.

Способность к освоению приемов психической саморегуляции обусловливается особенностями нервно-психической сферы человека. Так, многочисленными исследованиями установлено, что физиологические процессы, протекающие в организме, опосредованы психической энергией. Задача человека - "направить" эту энергию, используя образно-эмоциональные конструкты, в нужном направлении. Поэтому освоить приемы ПС легче людям с "художественным" типом нервной системы, труднее - тем, у кого логический склад ума. Регулирующее влияние приемов психической саморегуляции осуществляется по типу "возбуждение (мобилизация) - успокоение (релаксация)".

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2