Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Основные задачи профессионального психологического отбора
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) являются:
- оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в ВУЗе и осуществления конкретного вида воинской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;
- вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.
Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соединениях, ВУЗах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призывных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет включения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из подгрупп:
- социально-психологического изучения;
- психологического и психофизиологического обследования;
- изучения специальных способностей.
В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:
Рис. 6. Состав действий по осуществлению профессионального психологического отбора.
Проведение ППО включает оценку:
- уровня развития познавательных психических процессов;
- адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;
- уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;
- основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональной направленности (см. рис. 6).
Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных способностей человека. При определении общих способностей подчеркиваются обусловленность их общим "контекстом" жизнедеятельности и потенциальная возможность включения в различные виды деятельности. Общие способности определяют вероятность успешного обучения кандидата в ВУЗе и являются своеобразной базой для осуществления эффективной деятельности. При описании специальных способностей указывается на их формирование в процессе длительной трудовой деятельности, психической тренировки либо на их обусловленность природными психофизиологическими особенностями человека. Специальные способности непосредственно определяют возможность успешной деятельности по выбранной специальности и достижения высоких показателей.
Требования к общим и специальным способностям определяются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профилем ВУЗа.
Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).
Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характеристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узоры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).
Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспитания и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессиональной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.
По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих заключений:
а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория);
б) рекомендуется (2-я категория);
в) рекомендуется условно (3-я категория);
г) не рекомендуется (4-я категория).
С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессиональной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:
· приемная комиссия - о возможности обучения кандидата в ВУЗе;
· призывная комиссия - об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.
Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в документах, направляемых в воинские части. Это:
- личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территориальных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов);
- карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и решение о предназначении, вынесенное призывной комиссией).