Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Секреты психологической войны: Перипетии психологической войны - Пропагандистская работа большевиков

Секреты психологической войны: Перипетии психологической войны - Пропагандистская работа большевиков

Article Index
Секреты психологической войны: Перипетии психологической войны
Факторы успеха листовок
Условия эффективности пропаганда
Гражданская война и иностранная интервенция в России
Пропагандистская работа большевиков
Радиопропаганда в годы Гражданской войны
Психологические операции в годы Второй мировой войны
Печатная пропаганда вермахта
Обратный отпуск военнопленных, как средство пропаганды
Великобритания и США
Пропаганда Советского Союза во время II мировой войны
Психологические операции на Дальнем Востоке
Война во Вьетнаме
Психологические операции в вооруженных конфликтах на Американском континенте
Вторжение на Гренаду
Операция в Панаме
Операция на Гаити
Психологические операции на Ближнем и Среднем Востоке
Вторжение в Ливан
Радиопропаганда в психологических операциях
Общая характеристика психологических операций в войне 1990-91 гг.
Стратегическая психологическая операция перед началом войны
Особенности психологических операций в ходе боевых действий МНС
Формы и методы психологического воздействия на противника в ходе операции Буря в пустыне
Психологическая война в Чечне

Большую пропагандистскую работу большевики вели среди военнопленных. Об ее эффективности свидетельствует тот факт, что уже к сентябрю 1918 г. в Красной Армии сражалось более 130 тысяч иностранных военнопленных.

Ведущую роль в психологическом воздействии на противника играли печатные средства. Широко использовались такие формы, как устная пропаганда, наглядная агитация и обратный отпуск военнопленных.

Основными видами печатной продукции для войск и гражданского населения противника были листовки, газеты и брошюры. Их издавали как в центре — в Москве и Петрограде, так и на местах. Только политические органы РККА в 1919-20 гг. издавали 80 наименований специальных газет и журналов для солдат противника. Тиражи агитационно-пропагандистской литературы по тем временам были значительными. Листовки и брошю ры издавали сотнями названий, тиражами в десятки и сотни тысяч экземпляров. Так, в решающие месяцы борьбы с войсками генерала Н.Н. Юденича (ноябрь-декабрь 1919 г.) 8-я армия распространила одних листовок 4 миллиона экземпляров.

Для повышения эффективности печатной пропаганды большевики старались использовать наиболее доходчивые материалы, такие, например, как листовки-ответы, листовки-письма, листовки-призывы. Они учитывали тот факт, что основная масса населения России значительно отставала по своему культурно-политическому уровню от населения западноевропейских стран.

Соответственно особенностям аудитории упор делался на упрощенное изложение агитационного материала через политические карикатуры, лубочные картинки, лозунги, короткие стихи сатирического характера с рисунками и т.п.

Распространение агитационных материалов на территории противника осуществляли специальные лазутчики и разведывательные отряды, авиация, их доставляли воздушные шары, плоты или лодки по течению рек. Их расклеивали на строениях, разбрасывали на улицах и дорогах, оставляли в помещениях при отступлении. Учитывая важность печатной пропаганды, Совет народных комиссаров России в 1918 г. принял постановление, в котором агитационная литература была объявлена срочным грузом.

Устную пропаганду тоже вели как на оккупированной территории, так и непосредственно на фронте. В оккупированных районах основным видом устной пропаганды были индивидуальные беседы. В действующей армии устную пропаганду через линию фронта осуществляли главным образом в ночное время.

Большевистские агитаторы, владевшие соответствующим иностранным языком, выдвигались поближе к вражеским позициям и громким голосом обращались к солдатам противника. Иногда во время таких выступлений завязывались беседы между агитаторами и солдатами противника. На некоторых участках фронта пропагандисты использовали рупоры.

Действенной формой большевистской пропаганды была наглядная агитация. С. Добровольский, бывший офицер армии белогвардейского генерала Миллера отмечал в своих мемуарах, что большевики выпускали отличные плакаты, иллюстрируя свои лозунги великолепными рисунками: "Чувствовалось, что мы еще не оценили всего влияния могучего средства борьбы за психологию народных масс, что мы не умеем опуститься до уровня понимания последних.

Противник лучше нас знал и понимал с кем имеет дело и бил нас в этой области на каждом шагу".

 

Карьера военного

учебные материалы