Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Оценка результатов деятельности и поведения человека, коллектива – мощный метод военно-психологических исследований

Оценка результатов деятельности и поведения человека, коллектива – мощный метод военно-психологических исследований

Оценивая роль метода в успешности изучения любой проблемы, выдающийся русский исследователь-экспериментатор И.П. Павлов писал: «Метод – самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую, не получит ценных, точных знаний».

Военно-психологические явления не могут быть изучены непосредственно, поскольку они не материальны, а идеальны. Их закономерности мы можем познать, изучая либо объективные, а следовательно, фиксируемые предпосылки их возникновения, либо те изменения в материальном мире, которые есть следствие ВПЯ. Наиболее существенными из них выступают результаты деятельности и поведения военнослужащего или воинского коллектива. Много важной информации о ВПЯ можно получить, изучая сам процесс деятельности и поведения воина. Поэтому оценка процесса и результатов деятельности и поведения военнослужащего или воинского коллектива является мощным методом ВПИ.

К. маркс в свое время справедливо отмечал: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпадает как с тем, что они производят, так и с тем как они производят». Анализируя результаты деятельности, а также сам процесс достижения этих результатов, способы деятельности, мы можем получать достаточно достоверную информацию о многих явлениях психики воина и психологии воинского коллектива. О человеке судят не по тому, что он сам о себе говорит или думает, а по делам его.

Несмотря на очевидную важность данного метода, практически он пока еще не разработан. Можно назвать несколько причин такого положения дел. Во-первых, к ним относится зависимость качественных и количественных характеристик результатов деятельности не только от многих субъективных, но и от большого числа объективных факторов. В силу этого трудно определить, какие именно факторы оказали определяющее влияние на достижение конкретных результатов деятельности. Во-вторых, недостаточно изучены взаимосвязи тех или иных характеристик результатов деятельности с конкретными особенностями психики воинов и психологии воинского коллектива. Поэтому даже если установлена зависимость результатов деятельности от субъективных факторов, то не всегда можно однозначно сказать, какие именно психические явления стали причиной таких результатов, каковы их особенности. В-третьих, анализ результатов деятельности обычно применяется в комплексе с другими методами психологии или даже производится посредством использования других методов, например, анализа документов, наблюдения. В этом случае создается видимость подчиненности данного метода, его несамостоятельности.

Какова же общая характеристика данного метода? Анализ результатов деятельности – метод ВПИ, содержание которого состоит в оценке конечных и промежуточных результатов деятельности, а также способов ее выполнения в интересах выявления психологических особенностей воинов и воинских коллективов, выполнивших данную деятельность.

Анализ результатов деятельности может дополняться анализом поведения воинов, то есть оценкой их поступков. В наиболее общем виде метод включает анализ результатов и процесса деятельности и поведения воинов, воинских коллективов.

Результаты деятельности могут быть конечными и промежуточными, главными и второстепенными, оцениваться непосредственно и опосредованно. Опосредованный анализ результатов деятельности осуществляется по документам и путем опроса.

Прежде чем анализировать результаты и процесс деятельности, необходимо установить систему показателей, ее характеризующих. Их определение позволяет более объективно оценивать качество выполненной работы, дифференцированно устанавливать взаимосвязь результатов с особенностями психики.

Деятельность чаще всего оценивается по системе показателей, связанных с продуктами труда. Такая оценка представляется неполной, поскольку человек так же, как и коллектив, характеризуется не только тем, что он производит, но и тем, как он производит. Поэтому представление о качестве деятельности будет более полным, если в нем будут учтены не только характеристики продуктов деятельности, но и затраты на их производство, а также особенности самого процесса деятельности.

Продукты деятельности, то есть то, что произведено, и затраты на производство данного продукта являются результатами деятельности. Обобщающей характеристикой результатов деятельности выступает ее эффективность. Под эффективностью понимается отношение продуктивности к сумме материальных, временных, психофизиологических и других затрат, потребовавшихся для производства данного продукта. Продуктивность деятельности имеет систему количественных и качественных характеристик. Число характеристик, оптимальное значение каждой из них определяются спецификой продукта.

Процесс и способы выполнения деятельности также имеют систему своих показателей, которые позволяют в наиболее общем виде оценить качество деятельности.

Продуктивность работы является одной из двух основных составляющих эффективности деятельности. Производительность труда также нельзя отождествлять с эффективностью деятельности, отнесенной только к временным затратам. Понятие «качество деятельности» представляет наиболее общую характеристику деятельности и включает в себя рассмотренные показатели.

Действенность применения метода анализа результатов деятельности зависит от выполнения ряда требований.

Во-первых, психолог должен ясно представлять, какие именно результаты деятельности он изучает: конечные или промежуточные, главные или второстепенные, типичные для данного воина или случайные.

Во-вторых, важно определить, какие характеристики результатов деятельности обеспечены за счет действия субъективных факторов, а какие – за счет объективных.

В-третьих, достоверность полученной информации будет выше, если анализ результатов деятельности осуществляется неоднократно или для различных видов деятельности.

В-четвертых, ценность и достоверность получаемых данных будет тем больше, чем лучше сам руководитель знает ту деятельность, результаты которой он анализирует.

В-пятых, данный метод предпочтительнее использовать не изолированно, а в комплексе с другими методами психологии.

Как и любой метод психологии, анализ результатов деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства метода заключаются в том, что информация, получаемая с его помощью, как правило, более объективна; метод позволяет в целом и в деталях судить о наиболее важных сторонах личности воина; результаты деятельности обычно имеют ряд определенных количественных и качественных характеристик, что дает возможность их сравнивать; результаты деятельности материальны, к ним можно обращаться неоднократно, их информативность обычно незначительно изменяется во времени.

 


Однако, анализируя результаты деятельности, трудно определить характер воздействия на них именно субъективных факторов, установить, какие именно особенности психических проявлений повлияли на достижение данных результатов. Эффективность применения метода в значительной степени зависит от подготовленности и опыта психолога. Среди множества результатов деятельности из-за маскирующего эффекта различных форм имитации трудно выявить и оценить конечные и основные результаты деятельности. Область применения метода ограничена по сравнению с другими методами в силу того, что на сегодняшний день он практически не разработан.

Таким образом, анализ результатов и процесса деятельности и поведения воинов и воинских коллективов потенциально является чрезвычайно мощным методом психологии. Он позволяет достаточно глубоко и объективно оценивать особенности психики воина, прежде всего его направленность, психические образования, психические познавательные процессы, психологическую устойчивость. Анализируя результаты коллективной деятельности, можно оценить стиль руководства коллективом, его слаженность, характер межличностных взаимоотношений и другие социально-психологические явления.

Разработка этого метода в настоящее время является одной из важнейших проблем, решение которой будет способствовать повышению результативности ВПИ. Именно в результатах деятельности и поведения человека проявляется его бессознательное и подсознание, которые трудно исследовать с помощью тестов, изучения документов, опросов и т.п.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований