Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Социокультурная автономия военно-психологического исследования

Социокультурная автономия военно-психологического исследования предполагает научно-мировоззренческую и методологическую независимость норм его организации и проведения. В соответствии с классическими представлениями научное знание и стандарты его обоснования должны быть полностью независимы от социальных, экономических, культурно-исторических, идеологических и политических условий их формирования. Как следствие, выводы военно-психологических исследований должны осуществляться в соответствии с универсальными, принятыми в военной психологии стандартами обоснования и определяться только самой изучаемой реальностью (психики или сознания) независимо от условий и факторов ее изучения. Вместе с тем до последнего времени – середины восьмидесятых контекст военно-психологических исследований в нашей стране задавался в целом характером официальной государственной – коммунистической идеологии.

По упомянутому вопросу в психологии сегодня ведутся наиболее острые дискуссии. Зачастую в этих спорах отстаиваются гипертрофированные полярные позиции: либо полная социокультурная автономия исследований, либо такая трактовка их детерминации социокультурными факторами, которая ведет к фактически полной релятивизации (относительности) научного познания.

Но именно в данной полемике, по нашему мнению, намечается наиболее радикальный отход от классических представлений о военно-психологическом познании, истоки которого нужно искать в объективном компромиссе изложенных взглядов. Такой подход по нашему мнению наиболее конструктивным и приведет к положительным результатам, способствуя в конечном счете поступательному развитию военно-психологической науки, поэтому:

а) в выработке современных взглядов о системе стандартов научности военно-психологического исследования ориентация на нормы лишь одной из областей психологического или иного знания, одной единственной парадигмы, теории или концепции представляется явно несостоятельной;

б) необходимо исходить из факта наличия существенно различных форм реального научного психологического знания, особых типов научности;

в) единство процесса военно-психологического познания, так же как и единство отражаемого в нем мира и форм его проявления (деятельности, сознания, поведения, психики и т.д.), вовсе не должно означать единообразия в организации их исследования;

г) наличие особых типов научности определяется, прежде всего, многообразием форм психической реальности, отражаемой в процессе военно-психологического исследования, а также тем, что военная психологическая наука – многофункциональный феномен, удовлетворяющий весьма специфические материальные и духовные потребности современного российского государства и его «оборонного» института, что, в свою очередь, находит определенное отражение в содержании военно-психологического познания;

д) исторический анализ опыта психологических изысканий в армии и на флоте свидетельствует о постоянно возрастающей связи военно-психологических исследований с самыми различными интересами общества и Вооруженных Сил, что ставит под сомнение положение об их социокультурной автономии.

Изложенные позиции дают нам основание говорить о намечающемся кризисе классических представлений об идеале военно-психологического познания во всех его формах и модификациях. Осуществляемая в современности критика прежних стандартов содержания военно-психологических исследований сопровождается выдвижением альтернатив, являющихся в большинстве случаев прямыми антитезами общепринятым классическим основоположениям.

Задача сегодня состоит не в том, чтобы методологически обосновать теоретическое преимущество того или иного подхода школы или направления психологии (это, как мы убедились, объективно неосуществимо), а в том, чтобы, интегрируя их, использовать весь арсенал психологических средств для оптимального достижения позитивного конечного результата. Именно в русле данных тенденций должно идти формирование новых, существенно иных представлений об идеале научности, способных обогатить арсенал познавательных и практических средств военно-психологических исследований.

Реализация такой задачи, по нашему мнению, возможна только в рамках так называемого «оптимизационного поля» военно-психологических исследований, предполагающего наличие, как минимум четырех условий:

множества или не менее двух вариантов решений проблемы конкретного военно-психологического исследования, из которых следует предпочесть лучший – оптимальный;

определения совокупности критериев оптимального решения задач военно-психологического исследования;

свободы выбора вариантов решения военно-психологической проблемы;

сравнимых параметров или критериев выбора различных вариантов достижения цели военно-психологического исследования.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований