Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга) - Психологическое тестирование

Психологическое тестирование

Тест - это теоретически и практически обоснованная система высказываний, заданий, позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств.

Существует несколько подходов к классификации тестов. По предмету исследования выделяют три группы тестов:

1. Общеличностные тесты. С их помощью изучают психические свойства личности как целостное образование.

2. Личностные тесты. Предназначены для диагностики той или иной черты, характеристики, свойства (интеллектуальных и специальных способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля, свойств личности). Особенно широкое применение эта группа тестов нашла при измерении психических процессов (память, внимание, мышление и др.).

3. Групповые тесты. Применяются при диагностике групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы «давления» группы на нее членов и др.

По характеристике методического принципа, который положен в основу данного приема тестирования, выделяют 4 группы тестов.

1. Объективные тесты. Это те методики, в которых возможен правильный ответ, правильное выполнение задания или объективная регистрация каких-либо показателей аппаратурными методами (кожно-гальваническая реакция, порог восприятия анализаторов и т.д.).

2. Субъективные тесты или стандартизированные самоотчеты, которые в свою очередь делятся на:

тесты - опросники;

открытые опросники, предполагающие последующий анализ;

шкальные техники;

индивидуально-ориентированные методики.

Общим для всей группы методик стандартизированного самоотчета является использование вербальных (речевых) способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

3. Проективные техники. Проекция основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности военнослужащего.

Применение проективных методик (тест свободной словесной ассоциации, методика незаконченных предложений, тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест, методика Роршаха и др.) требуют высокой профессиональной подготовки психолога, развитой интуиции, что ограничивает их применение.

4. Диалогические техники. Предусматривают вербальный (речевой) контакт психолога с исследуемым. К ним относятся беседа, интервью (см. выше).

Тестирование наиболее широкое применяется в практической работе военного психолога. Выбор конкретной методики зависит от цели, объекта и условий исследования, профессиональной подготовленности психолога, материально-технического оснащения.

Относительная «простота» тестирования таит в себе возможность совершить ошибки, снижающие достоверность полученной информации.

В целях предупреждения ошибок:

не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизированную процедуру какие-либо другие изменения, даже естественно «подсказываемые» конкретной ситуацией. Нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых оговорена в описании теста. Буквальной точности воспроизведения стандартных инструкций к тестам придается настолько большое значение, что начинающим психологам рекомендуется зачитывать их;

во время тестирования психологу запрещается высказывать свое отношение к обследуемому. Критика, замечания снижают интерес к заданию, вызывают излишнюю напряженность, что может привести к ошибке в работе и даже отказу от выполнения теста;

обследование проводить только при хорошем соматическом и психоэмоциональном состоянии. Поэтому тестирование лучше планировать на утренние часы, не следует допускать лиц после нарядов, работ (если психолог не преследует цели изучить их влияние на состояние военнослужащих), нужно снять эмоциональное напряжение, объяснив цели и задачи обследования.

You are here: Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга)