Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга) - Профессионально-этические нормы в психологической работе
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 22 March 2013
Профессионально-этические нормы в психологической работе
Психологическая работа требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. Психологическая работа связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным военнослужащим, семьям, воинским коллективам, авторитету военной психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации командирам (начальникам), предоставлять им необходимые данные о военнослужащих в интересах обеспечения воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.
В данной связи к психологам, как основным специалистам психологической работы, предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, выбирать верную линию поведения при конфликте между нормами субординации и нравственности.
Профессионально-этические нормы – это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности нравственных специфических норм поведения во взаимоотношениях как с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми (клиентами).
Требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации, сформулированы в ряде принципов.
Принцип соблюдения тайны. Этот принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.п.
Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из указанного правила есть исключения, о которых клиент должен быть предупрежден заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-то таком, что является серьезной угрозой, для чьей либо жизни или здоровья.
Принцип не нанесения ущерба. Он предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними.
Психолог обязан:
уважать личную неприкосновенность военнослужащих, их право на самоопределение, на участие или неучастие в исследованиях, на психологическую консультацию без присутствия третьих лиц;
разъяснять военнослужащим цели и задачи психологических исследований, порядок использования полученной информации;
не использовать методик и процедур, ущемляющих личное достоинство человека;
оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать командиров (начальников), других лиц об этических требованиях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции.
Результаты психологического обследования предоставляются испытуемому лицу, в доступной для правильного понимания форме.
Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов.
Данный принцип требует, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными, т.е. давали такие результаты, которым вполне можно доверять. Психолог должен использовать методы и техники, механизм действия которых сам ясно понимает, считает достаточно освоенными и предвидит последствия их применения.
Выводы, которые делает психолог, должны вытекать из результатов самого обследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами.