Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - ДРАМАТИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА

«ДРАМАТИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА»

С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде военнослужащих. Рекомендуется трехэтапное использование техники драматизации конфликта.

На первом этапе воин, который недоволен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом, в случае если оппонент протестует против наличного исполнения его роли (а это бывает сплошь и рядом, потому что изображение «ущемленным» «зажимщика» обычно носит выраженный гротескный характер и вообще весьма шаржировано), ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а опять-таки с «актером». Явная идеализация собственных действий со стороны «зажимщика» вызывает протест «ущемленного», и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.

На этом этапе «виновник» (в кавычках, ибо приписывание кому-либо одному вины за разногласие весьма условно - виноваты, как правило, оба) конфликта сам играет роль «ущемленного», воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с «актером», который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны «ущемленного», который считает, что его действия также явно шаржированы, после чего ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим «зажимщика» «актером». Явная идеализация «ущемленным» собственных действий порождает протест у «виновника» разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими.

Начинается третий этап драматизации конфликта. Психолог предлагает участникам конфликта изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта.

Начать можно с исполнения «недовольным» роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения «зажимщика». «Зажимщик» же далее сам представляет, как именно «недовольному» следовало бы поступать в ситуации, после чего добровольцы из группы также демонстрируют свои более правильные формы реагирования.

Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение разногласия (ибо конфликт может оказаться очень устойчивым и сохраняться без видимых на то причин), сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, а также повышение их психологической чувствительности и точности поведенческих реакций. Однако, для того чтобы этот результат оказался достигнутым, психологу необходимо постоянно помнить о четырёх важнейших принципах драматизации:

1. Отказ от рассказа в угоду показа.

2. Перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо («актера»).

3. Обмен ролями партнеров по разногласию.

4. Активное привлечение аудитории, причем не только для игрового воспроизведения конфликта, но и (более всего) для совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.

You are here: Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2