Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ

«УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ»

В качестве основы для этого упражнения может послужить художественный или публицистический конфликт, который может быть разыгран двумя участниками. В присутствии взвода (из которого целесообразно выделить жюри) эти двое разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, предложенные ниже:

1. Определение необходимости обострения конфликта, которое достигается за счет честного и беспристрастного ответа на следующие вопросы (ответы эти можно давать вслух или записывать, обсуждать же их нельзя):

а). Возможно и желательно ли устранение противоречия (как известно, противоречие - двигатель прогресса)?

б). Если да, то нет ли более мирных, экономных и «чистых» путей его разрешения?

в). Если нет, то хватит ли у Вас сил на то, чтобы выиграть конфликт?

г). Если нет, то, как долго он может длиться (это нужно знать для того, чтобы выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил)?

2. Полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее.

3. Анализ подлинных причин конфликта, которые оппоненты могут скрывать за причинами мнимыми.

4. Локализация конфликта, т.е. установление его четких рамок и максимальное стремление к сужению области противоречия.

5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении «противной» стороны.

6. Переформулирование аргументов оппонента, которые просто не стоит опровергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены - лучше попытаться «перевести» их на понятный Вам язык, выделяя опорные смысловые моменты.

7. Достаточная активность, поскольку даже отступая по всему «фронту», можно сохранять инициативу, задавая:

а). Эмоциональный тон отношений («Давай-ка говорить спокойно»);

б). Тему разговора («Мы не о том говорим, вернемся-ка к ...»);

в). Языковый стиль (без грубости и пошлости);

г). Роли и степень строгости правил игры (в конфликт можно и должно играть, разрешая противоречие в виде подобия театрального действия с оговоренными ролями амплуа, однако этому лучше всего учит социально-психологический тренинг).

Выполнение упражнения обязательно оценивается и обсуждается по всем из семи составляющих управления конфликтом.

You are here: Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2