Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Рекомендации по выявлению лиц с неудовлетворительным уровнем нервно-психической неустойчивости

Рекомендации по выявлению лиц с неудовлетворительным уровнем нервно-психической неустойчивости

Под неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках.

Это довольно широкое понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости определяющую роль играют биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Для психолога очень важно понимание биологической «почвы» в развитии неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости.

Во-первых, это объясняет, почему встречающиеся отклонения в поведении и деятельности у обычного человека носят незначительный характер и не накладывают отпечаток на личность в целом, в то время как у лиц с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости эти отклонения не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности.

Во-вторых, такой подход предопределяет в работе с военнослужащими с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.

Решение этих задач возможно при тесном сотрудничестве командиров, их заместителей по воспитательной работе, психологов и медицинских работников. Организация работы по выявлению военнослужащих с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости должна предусматривать плановые мероприятия:

в период прибытия пополнения в часть;

в период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев);

в период последующего прохождения военной службы.

1. В период прибытия пополнения.

С прибытием пополнения в воинскую часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. Определяется порядок работы и форма документа, который готовится командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе на имя психолога о военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому обследованию. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество военнослужащего, а также сведения о наличии у него неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости.

Изучение документов военнослужащего

В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая общественная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безинициативность, излишняя принципиальность, театральность, манерность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения. При наличии 3-5 признаков - военнослужащий заносится в список для более глубокого обследования психологом воинской части (подразделения).

Наблюдение за поведением военнослужащих

Наблюдение должно быть направлено на выявление лиц склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязанных в поведении. Заслуживает внимание информация о лицах с недостатками артикуляции (косноязычие, шепелявость), плохо знающих русский язык, с мышечными подергиваниями, дрожанием конечностей, неловкостью, угловатостью движений, постоянно опаздывающих. При наличии даже одного из перечисленных признаков, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом воинской части (подразделения). При эпизодическом проявлении того или иного признака, военнослужащий требует особого внимания при дальнейшем изучении.

К наблюдению можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ними соответствующий инструктаж, с целью получения конкретных сведений об особенностях поведения «представителей» пополнения.

Собрав и проанализировав всю имеющуюся информацию, можно переходить к заключительному этапу изучения пополнения индивидуальному собеседованию.

Проведение индивидуальной беседы

В процессе беседы уточняются имеющиеся сведения, оцениваются те стороны личности, которые невозможно было оценить с помощью наблюдения или изучения документов военнослужащего.

Особое внимание обращается на лиц, у которых на этапе изучения документов выявлены 1-2 косвенных признака неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости, а также с эпизодическими проявлениями их в поведении.

При построении плана беседы необходимо предусмотреть такие темы обсуждения как: условия воспитания и развития; отношение к алкоголю, наркотикам; состояние здоровья; отношение к окружающим и лицам противоположного пола и др.

You are here: Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2