Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими методами

Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими методами

интерпретация (новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога) - психолог открывает клиенту альтернативное видение реальности, способствует изменению его настроения и поведения;

директива (указание) - строго предписывает клиенту выполнение определенных действий, способствующих, по замыслу психолога, решению проблемы клиента. Предполагается, что клиент выполнит указание;

совет (информация, домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя) - психолог дает клиенту полезную информацию;

самораскрытие - психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента, при этом устанавливает раппорт;

обратная связь - позволяет клиенту понять, как его воспринимает психолог и окружающие;

логическая последовательность - психолог объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то...», дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть их результат;

открытые вопросы («Кто?» - факты; «Как?» - чувства; «Почему?» - причина; «Можно ли?» - общая картина) - психолог выясняет основные факты, облегчающие разговор с клиентом;

пересказ - психолог повторяет сущность слов клиента и его мыслей, использует его ключевые слова, тем самым активизирует обсуждение, показывает клиенту уровень понимания его проблем;

отражение чувств - психолог поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства;

резюме - психолог в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента, проясняет направление беседы;

воздействующее резюме - используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента. Проясняет, чего психолог и клиент добились в ходе беседы.

В процессе воздействия на клиента психолог пользуется следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным, опора на обыденную жизнь и т.п.

Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложенные выше), то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним. Это может быть в следующей форме «Вам трудно принять...», «Вам не хочется согласиться...».

Это позволяет обсудить ситуацию сопротивления клиента и одновременно, психологу важно показать свое стремление признать за клиентом некоторую правоту, отказавшись от сильного давления по переориентировке клиента. Клиенту предоставляется право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия состоит в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, т.к. он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения.

Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ресурсы своей личности, сфокусировать внимание на возможностях, о которых он и не подозревал.

Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация.

На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна примерно 15 минутам.

При выработке альтернативных решений психолог создает клиенту условия выбора. Здесь психологу важно помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Особое внимание необходимо уделять на невербальное поведение клиента во время беседы. При этом следует учитывать, что невербальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т.п.); информационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основную информацию психолог снимает в визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т.п.), а также в учете всех изменений темы.

Самым важным показателем эффективности психологического консультирования будут переживания клиента, которые могут быть описаны в обобщенном виде так: «Я стал другим».

Заключительным этапом консультационной беседы является обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, переход от обучения к действию. На этой стадии консультирования задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной жизни.

Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Таким образом, мобилизуются средства контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом во время беседы.

Домашнее задание должно быть сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в ней.

Обсуждая задание на следующей встрече с клиентом, можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или выполнил его частично, с ним обсуждаются причины невыполнения задания.

Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсуждены рекомендации для обращения к другому специалисту или к книге. Совет, рекомендация в этом случае должны быть в виде четкой информации о специалисте, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены все выходные данные этой книги.

В заключение беседы психолог обговаривает с клиентом будущую встречу и спокойно, не торопясь, прощается с клиентом.

You are here: Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2