Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Методики психодиагностики суицидальных намерений

Методики психодиагностики суицидальных намерений

В приказе Министра обороны РФ № 440 от 25 сентября 1998 г. изложена система работы должностных лиц по сохранению психического здоровья военнослужащих, которая включает мероприятия профилактики самоубийств.

Психически здоровым считается военнослужащий умственно развитый, достаточно внутренне уравновешенный, способный овладеть воинской специальностью, находиться в организованном воинском коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья

Состояние психического здоровья непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности. У лиц с гармоничным складом характера и высоким уровнем здоровья психическое или личностное расстройство может развиться только при чрезвычайно интенсивном или весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль играет также субъективная значимость события для конкретной личности, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность находить конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации.

Таким образом, командиры всех степеней должны и обязаны активизировать работу по сохранению психического здоровья личного состава, рассматривать ее как основу укрепления дисциплины и правопорядка в подчиненных подразделениях. Командиры любого ранга должны помнить, что человек способен перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им смысл, если он ощущает свою нужность и защищенность, находит внимание и уважение со стороны окружающих, их понимание и моральную поддержку.

В своей практической работе командиры всех степеней (при наличии соответствующей подготовки) могут применять многообразие различных методик и методов психопрофилактики суицидов.

Значительный объем информации может быть получен от сослуживцев военнослужащих, которым он нередко раскрывает стороны своей личности, остающиеся незаметными, пока он находится в присутствии своих командиров, к кому он тянется, с кем группируется, к кому обнаруживает неприязнь. Анализируя информацию можно увидеть, кто в подразделении неформальный лидер, кто в положении изгоя, кто стремится доминировать над остальными, кто стал объектом эмоционального отвержения, кто постоянно уединяется.

Таким образом, складывающаяся вокруг военнослужащего социально - средовая ситуация может воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, вплоть до создания суицидоопасной обстановки.

Проблема профилактики самоубийств военнослужащих чрезвычайно сложна. Наиболее эффективный путь ее решения - объединение усилий командования, органов воспитательной работы, медиков, юристов, общественности.

You are here: Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2