Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Рекомендации должностным лицам по организации воспитательной работы с учетом индивидуально-психологических особенностей военнослужащих
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 22 March 2013
Рекомендации должностным лицам по организации воспитательной работы с учетом индивидуально-психологических особенностей военнослужащих
Необходимость разработки рекомендаций должностным лицам возникает, как правило, относительно военнослужащих с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью (1, 2 балла по анкете «Прогноз-2-02»; по шкале НПУ личностного опросника «НПН-А-02»; по шкале НПУ методики «Адаптивность-02 (МЛО)»). Нервно-психическая устойчивость при таких показателях ограничивает адаптационные возможности военнослужащего к условиям военной службы, вызывает нарушения межличностных отношений, является источником дисциплинарных нарушений, ухудшения психологического климата в подразделении, затрудняет его использование по отдельным специальностям, либо в определенных ситуациях.
Рекомендации по работе с данными категориями военнослужащих разрабатываются психологом на основе всестороннего изучения личного состава (как правило, это происходит при персональном обращении клиента к психологу за помощью; при направлении отдельных военнослужащих командирами подразделений, заместителями по воспитательной работе по итогам наблюдения и изучения военнослужащих в процессе повседневной жизнедеятельности).
Вариант рекомендаций
(по личности с психастеническими чертами характера)
Командиру части:
перевести в подразделение обеспечения;
не допускать к несению гарнизонной, караульной и боевой службы.
Заместителю командира (начальника) по воспитательной работе:
установить доверительные отношения;
воспитательную работу строить с учетом психологических особенностей военнослужащего (повышенный уровень тревожности, мнительность, стеснительность, замкнутость, уход в себя, затруднения в установлении межличностных контактов, принятии решений, избегание ответственности, лидерства);
формировать атмосферу уважительности, доверия, товарищества в подразделении, активно использовать меры поощрения, установить контакты с ближайшим окружением, родителями.
Командиру подразделения:
не поручать особо ответственные и срочные задачи;
не использовать в отрыве от подразделения;
в целях повышения самооценки и быстрейшей адаптации поручать задачи, с постепенно возрастающей сложностью, по итогам - поощрять и приводить в пример сослуживцам;
содействовать сближению с военнослужащими, обладающими сильными чертами характера, способными оказать помощь, поддержать.
Начальнику медицинской службы полка (корабля):
организовать консультацию врача воинской части,(при необходимости - невропатолога, психиатра).
Военнослужащему:
строить систему отношений в подразделении с учетом своих особенностей, знать и сознательно избегать психотравмирующих ситуаций, прогнозировать свою реакцию, действия и поступки в той или иной обстановке, обучиться приемам саморегуляции, при возникновении кризисных ситуаций (трудности общения в коллективе, при адаптации к условиям военной службы, неприятные известия из дома и т.д.) обязательно обращаться за помощью к специалисту.
Предварительно психолог в доступной форме разъясняет особенности склада характера военнослужащего, делает упор на выигрышные черты (исполнительность, ответственность, сопереживание, развитое чувство долга, товарищества и др.), указывает на ситуации, в которых могут возникнуть трудности, и показывает, как из них выходить.
Рекомендации должностным лицам должны быть документированы. Это, во-первых, позволит направлять информацию по официальным служебным каналам и, во-вторых, докладная записка помогает психологу систематизировать и учитывать информацию об управленческих решениях, принятых на основании его рекомендаций.