Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Рекомендации по организации психологической работы по обеспечению боевого дежурства

Рекомендации по организации психологической работы по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной службы

Организационный этап (перед началом зимнего и летнего периода обучения).

Психолог части проводит психологическое изучение военнослужащих, инструктивно-методические занятия с командирами и личным составом. Представляет командиру полка списки военнослужащих, не рекомендованных для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для включения в данный список является наличие у военнослужащего нервно-психической неустойчивости. Форма отчетности психолога: «Акт проведения психологического обследования о допуске к несению боевого дежурства, (караульной службе)». С учетом рекомендаций психолога издается приказ по части «О составе дежурных боевых смен».

Психологическое обследование личного состава при допуске к боевому дежурству включает в себя:

1. Изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащих (проводится в период изучения молодого пополнения).

2. Изучение межличностных отношений в составе расчетов, смен (проводится не ранее чем через 4 - 6 недель после комплектования подразделений).

3. Изучение условий несения боевого дежурства (социально-психологическая обстановка на боевом дежурстве).

Промежуточное психологическое обследование проводится ежеквартально. Форма отчетности: «Акт проведения ежеквартального психологического обследования дежурных смен». Срок хранения 2 года.

Промежуточное психологическое обследование личного состава дежурных смен включает в себя:

1. Изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащих, вновь назначенных в состав расчетов, смен, а также согласно плана психолога части.

2. Изучение межличностных отношений в составе расчетов, смен.

Этап подготовки к несению службы (начинается за 2 - 3 дня до заступления на боевое дежурство, в караул).

В этот период деятельность должностных лиц должна быть направлена на подбор личного состава и расстановку его по сменам и постам.

В первый день подготовки:

Командирами подразделений проводится не включенное, открытое наблюдение с целью выявления военнослужащих с признаками повышенной нервно-психической напряженности и проведения с ними дополнительного углубленного психологического изучения (обследования).

Углубленное психологическое обследование военнослужащих, осуществляет психолог части, по результатам которого оценивает реальные психологическую готовность и морально-психологическое состояние личного состава, заступающего на боевое дежурство, в караул. Выявляет военнослужащих, требующих психокоррекционного, психопрофилактического воздействия.

Вариант углубленного психологического обследования военнослужащих психологом воинской части (подготовленными командирами):

1. Психолог части проводит краткий инструктаж военнослужащих, с которыми будет проводиться тестирование:

«Сейчас Вам будут поочередно представлены на плакатах три теста. Ваша задача уяснить порядок ответов на вопросы каждого теста и заполнить таблицы соответствующих тестов в регистрационном бланке».

2. Представляет присутствующим плакат N 4 с регистрационным бланком и объясняет порядок его заполнения. Отвечает на возникшие вопросы.

3. Открывает плакат N 1 со стимульным материалом методики экспресс-оценки морально-психологического состояния. Читает инструкцию, написанную на плакате, отвечает на вопросы.

4. Дает команду на начало работы. Контролирует заполнение таблиц N 1. Аналогичную процедуру проводит по заполнению таблиц NN 2, 3.

5. По окончанию тестирования, закрывает плакаты и собирает регистрационные бланки.

Описание плакатов

Плакат № 1

Инструкция: Оцените пожалуйста свое состояние и занесите в регистрационный бланк в графу «Таблица № 1» тот номер ответа на данный вопрос, который в большей степени характеризует Вас в настоящее время.

1. Состояние физического дискомфорта:

1 - наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе;

2 - имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;

3 - полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.

2. Наличие болевых ощущений:

1 - имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе;

2 - болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

3 - полное отсутствие каких-либо болей.

3. Температурные ощущения:

1 - ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»;

2 - ощущение тепла, повышение температуры тела;

3 - отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела.

4. Оценка восприимчивости, чувствительности к внешним раздражителям:

1 - резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях;

2 - умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям не мешающее работе;

3 - отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность.

5. Особенности сна:

1 - беспокойный с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне;

2 - нормальный обычный сон;

3 - хороший, крепкий, освежающий сон накануне.

6. Особенности внимания:

1 - ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость;

2 - обычное внимание, без каких либо изменений;

3 - улучшение способности к сосредоточению, отвлечению от посторонних дел.

7. Особенности умственной работоспособности:

1 - значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость;

2 - обычная умственная работоспособность;

3 - повышение умственной работоспособности.

8. Состояние мышечного тонуса:

1 - значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, шеи, рук;

2 - умеренное повышение мышечного тонуса, некоторое мышечное напряжение (сжатые кулаки, сжатый рот);

3 - обычный мышечный тонус.

9. Оценка помехоустойчивости:

1 - значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях;

2 - обычное состояние без каких-либо изменений;

3 - повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех.

10. Особенности речи:

1 - нарушение речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос;

2 - обычная речь;

3 - повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества.

11. Общая оценка психического состояния:

1 - чувство усталости, несобранности, растерянности, апатии, снижение психического тонуса;

2 - обычное состояние;

3 - состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус.

12. Степень распространенности признаков напряжения:

1 - большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма;

2 - отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но напротив, способствующие ее продуктивности;

3 - единичные слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание.

13. Частота возникновения признаков и состояния напряжения:

1 - признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин;

2 - некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

3 - признаки напряжения не развиваются практически никогда.

14. Наличие психологического дискомфорта:

1 - резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики;

2 - единичные случаи быстро проходящих дискомфортных ощущений, не мешающих работе;

3 - отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, чувство внутреннего комфорта.

Плакат № 2

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и, в зависимости от Вашего состояния в данный момент, занесите номер одного из четырех вариантов ответа, в регистрационный бланк в графу «Таблица № 2». Над ответами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.


п/п

Суждение

Нет, это

не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


Плакат № 3

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и занесите номер одного из четырех предложенных вариантов ответа, который в большей степени соответствует Вашему обычному состоянию, в регистрационный бланк в графу «Таблица № 3». Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.


п/п

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй

так

Верно

Совершенно верно

1

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5

Я сильно переживаю неприятности, долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

7

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

Я бываю доволен

1

2

3

4

17

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


You are here: Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2