Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе - Система дидактических принципов и их содержание

Система дидактических принципов и их содержание

Понятие “принцип” происходит от латинского “principium” – начало, основа. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Именно поэтому они становятся руководящими положениями, которые регламентируют и регулируют деятельность военного преподавателя в процессе обучения курсантов и слушателей. Дидактические принципы охватывают все стороны учебного процесса и придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.

Однако по форме своего существования принципы носят субъективный характер, так как отражаются в сознании военного педагога с различной степенью полноты и точности. Незнание принципов, нежелание следовать их требованиям, неправильное их понимание не отменяют их существования, но делают весь процесс обучения ненаучным, противоречивым и малоэффективным. Следовательно, соблюдение принципов обучения выступает элементом педагогической культуры военного преподавателя, важнейшим условием результативности его профессиональной деятельности.

Принципы обучения – это наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации, технологии и методике обучения курсантов и слушателей.

Следует особо отметить, что дидактические принципы имеют прямую корреляцию с принципами организации в военном вузе целостного педагогического процесса и управления познавательной деятельностью обучающихся, рассмотренными в предыдущей главе. Однако они в то же время имеют и свои особенности, на которых следует остановиться более подробно.

В современной дидактике высшей военной школы выделяется следующая совокупность принципов обучения: социальная обусловленность и научность в обучении; практическая направленность; целенаправленность, систематичность и последовательность; обучение на высоком уровне трудности; наглядность; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; дифференцированный и индивидуальный подход к обучению; единство обучения и воспитания.

Принципы обучения учитывают рекомендации различных наук и эффективной педагогической практики, которые связаны в своеобразную систему. Взятые в своем единстве, принципы обучения определяют все стороны учебного процесса как системы: содержание, организацию, технологию, методику и общую направленность процесса обучения. Рассмотрим содержательную характеристику каждого из названных дидактических принципов.

Принцип социальной обусловленности и научности в обучении определяет необходимость соблюдения военным педагогом при подготовке будущих офицерских кадров требований государства, отраженных в ГОС ВПО и квалификационных требованиях к подготовке конкретных специалистов в данном высшем военно-учебном заведении. Кроме того, его положения позволяют совершенствовать процесс обучения в соответствии с развитием современной науки и техники.

Реализация названного принципа на практике обеспечивается соблюдением ряда педагогических требований:

– при организации обучения осуществлять научно обоснованный подход к отбору содержания учебного материала; в ходе занятий рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, видеть закономерности и противоречия учебного процесса, пути его совершенствования; излагать учебный материал с позиции последних достижений науки и техники;

– постоянно, глубоко и убедительно раскрывать диалектическую связь теории и практики, показывать, что наука развивается под влиянием практических потребностей государства;

– тесно связывать учебный процесс с жизнью государства, будущей военно-профессиональной деятельностью курсантов и слушателей;

– в связи с увеличивающимся потоком учебной информации главное внимание уделять ключевым проблемам развития науки, раскрывать основные идеи научных достижений; приучать курсантов и слушателей следить за научной информацией, поощрять исследовательскую работу, коллективные обсуждения научно-технических и социальных проблем.

Принцип практической направленности в обучении ориентирует педагога на подготовку будущих специалистов в военном вузе к выполнению своих профессиональных обязанностей по прямому предназначению. Он определяет содержание обучения и условия профессиональной подготовки курсантов и слушателей, придает обучению практическую направленность, обеспечивает его связь с современным уровнем развития науки и техники, военного дела.

Принцип практической направленности содержит следующие требования:

– максимально использовать возможности учебного процесса для моделирования отдельных сторон будущей профессиональной деятельности специалистов, приближать учебную обстановку к боевой, обучать курсантов и слушателей в условиях контролируемого риска, не допуская упрощений и послаблений;

– строго соблюдать дисциплину учебного процесса, гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные;

– внимательно следить за развитием науки, военного дела, техники и вооружения, совершенствованием способов их боевого применения, всемерно использовать связь военных вузов с войсками и структурными подразделениями силовых министерств и ведомств, в которых предстоит в дальнейшем проходить службу обучающимся;

– внедрять в учебный процесс научную организацию труда курсантов и слушателей, помогать им овладевать теорией и практикой научно организованной деятельности, учить применять продуктивные и экономичные методы работы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность;

– обучать курсантов и слушателей военному делу в строгом соответствии с требованиями уставов, наставлений и руководств, определяющих их профессиональную подготовку.

Принцип целенаправленности, системности и последовательности в обучении определяет направленность и логику организации учебного процесса.

Овладевать различными компонентами профессионального мастерства в военном вузе можно лишь тогда, когда учебный материал изучается курсантами и слушателями в определенной системе. Систематизированные знания необходимы будущему военному специалисту для успешной деятельности при выполнении своих профессиональных обязанностей, но приобрести их он может только при строгой логической последовательности представления учебного материала, комплексировании различных предметов обучения, четкой организации всего учебного процесса.

Этот принцип предполагает реализацию военным преподавателем ряда взаимосвязанных педагогических требований:

– в процессе обучения руководствоваться всеми планирующими документами (учебными планами, программами, расписанием занятий и т. д.), строго соблюдать логику учебного процесса, тесно связывать ранее изученный материал с новым;

– выделять в изучаемом материале главное, формулировать и раскрывать общую цель и замысел каждой темы, раздела, курса в целом; направлять и развивать логическое мышление курсантов и слушателей, приучать их к самостоятельности, показывать им перспективы своей учебно-познавательной деятельности;

– добиваться усвоения обучающимися системы знаний по каждой теме, разделу и курсу в целом, используя многообразие имеющихся форм и методов оценки, контроля и коррекции их учебно-познавательной деятельности;

– систематически руководить самостоятельной работой курсантов и слушателей, знать их успехи и недостатки, повышать чувство ответственности за результаты учебы.

You are here: Главная Литература Военная психология Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе