Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе - Специфические педагогические закономерности

Специфические педагогические закономерности

Остановимся только на специфических педагогических закономерностях.

Ведущей из них является единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), психологической подготовки и личностного развития.

Единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), психологической подготовки и развития не означает их тождество. Каждый из этих процессов имеет свою качественную определенность. Эффективность педагогического процесса в большей степени зависит от учета специфики всех его сторон, глубокого понимания всеми субъектами их сущности и особенностей.

Единство составных частей педагогического процесса в военном вузе не возникает стихийно, его достижение требует настойчивых, систематических усилий со стороны всех участников. Важно также, что только обеспечение указанного единства в практике учебной и воспитательной работы ведет к достижению общей цели педагогического процесса – всесторонней подготовке будущего офицера к успешному решению возложенных на него профессиональных задач.

Одной из специфических закономерностей педагогического процесса является соответствие организуемых воздействий преподавателей и всех субъектов педагогического процесса характеру деятельности обучающихся, их духовным потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени сплоченности курсантского коллектива. Эта закономерность выражает направленность действий всех субъектов педагогического процесса, стремление учесть внутренние силы курсантов и слушателей. Их деятельность, с одной стороны, должна максимально соответствовать задачам, решаемым учебной группой, а с другой стороны – индивидуальным и групповым особенностям ее членов, их индивидуальной и групповой деятельности, физическим и интеллектуальным возможностям, уровню обученности и воспитанности.

Раскрывая взаимодействие субъектов и объектов педагогической деятельности в военном вузе, следует подчеркнуть, что главная особенность, своеобразие объектов состоит в том, что они одновременно являются субъектами учебной и воспитательной деятельности. Поэтому одна из основных задач военных преподавателей на всех этапах формирования личности курсанта (слушателя) – помочь ему найти себя, активно включиться во все сферы жизни и деятельности учебного коллектива, сформировать активную гражданскую позицию. Наряду с этим субъект воздействия – педагог – в ходе взаимодействия с обучающимися не только учит и воспитывает их, но и сам воспитывается, учится, приобретает новые качества, совершенствует свое педагогическое мастерство.

Следующей педагогической закономерностью является моделирование (воссоздание) в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов. Эта закономерность требует, чтобы педагогический процесс в военном вузе соответствовал ее особенностям и характеру. При моделировании будущей деятельности специалистов ФАПСИ (ФПС, МВД), как свидетельствует опыт, особое внимание целесообразно уделить созданию сложной, напряженной обстановки, преодолению условностей и упрощений на занятиях.

Все закономерности педагогического процесса взаимосвязаны между собой, проявляются через массу случайностей, что существенно его усложняет. Вместе с тем, выступая в виде устойчивых тенденций, эти закономерности четко определяют направления работы военных педагогов и обучающихся, воспитателей и воспитываемых.

Наряду с общими закономерностями, целостный педагогический процесс в военном вузе находит свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в своих принципах. Они отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направления и в конечном итоге помогают военному преподавателю творчески подойти к построению целостного педагогического процесса. В данном случае необходимо указать, что речь идет только о тех принципах, которые выражают общие подходы, определяющие особенности организации процессов обучения, воспитания, психологической подготовки и личностного развития в их единстве. Каждый из указанных далее принципов имеет свои особенности реализации в рамках названных компонентов целостного процесса.

В контексте целостного педагогического процесса В.А. Сластенин выделяет две группы принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью обучающихся [74].

You are here: Главная Литература Военная психология Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе