Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения - Контроль и оценка эффективности учебного процесса

Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения - Контроль и оценка эффективности учебного процесса

Article Index
Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения
Три признака характеризующие технологию обучения
Критерии организации деятельности военного преподавателя
Сущность технологии обучения
Информационные технологии обучения в высшей военной школе
Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины
Структура компьютеризированного учебника
Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда
Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения в военном вузе
Основные требования, предъявляемые к целям обучения
задание цели обучения применительно к смысловой части учебной дисциплины
Принципы и критерии формирования содержания учебной дисциплины
Сущность процесса структурирования
Методика работы военного преподавателя по отбору и структурированию содержания учебного материала
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала
Управление познавательной деятельностью обучающихся
Принципы управления познавательной деятельностью
Фронтальные, коллективные, групповые и диадические коммуникативные ситуации
Контроль и оценка эффективности учебного процесса
Основные функции системы контроля и оценки
Виды и формы контроля знаний в военном вузе
Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса
Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в военном вузе

Дидактические основы оценки эффективности применения в военном вузе технологии обучения

 

Контроль и оценка эффективности учебного процесса: сущность, содержание и организация

Важным и ответственным при проектировании и конструировании профессионально-ориентированной технологии обучения является этап оценки и контроля результатов обучения, его коррекции. Даже при наличии в составе технологии оптимальных с точки зрения решаемых педагогических задач методов и организационных форм обучения, самых современных средств представления информации невозможно сделать учебный процесс управляемым и целенаправленным, если не налажена система контроля за его ходом, своевременная проверка и оценка знаний, навыков и умений курсантов и слушателей, отсутствует обратная связь.

Эффективность применения технологии обучения характеризуется относительным изменением результатов обучения за определенный промежуток времени. Она как величина выявляется в итоге обобщения и сравнения одних статистических данных с другими и выражается как явное рассогласование между имеющимися и вновь полученными показателями в педагогической практике. Положительный показатель эффективности предполагает установление наиболее целесообразного способа взаимодействия курсантов и слушателей с преподавателем, при котором результирующая характеристика учебного процесса достигает наивысшего показателя или находится в оптимальном интервале изменения своих значений. Эта характеристика отражает наиболее существенные стороны обучения и представляет собой показатель высшего порядка обобщения. Она может включать различные переменные: объем и качество учебного материала, время его изучения, результаты усвоения знаний, степень сформированности у курсантов и слушателей умений, навыков и т. п.

Таким образом, эффективность учебного процесса, как правило, характеризуется приращением результатов за контрольный промежуток времени. При этом качество обучения определяется уровнем достижения этих результатов по отношению к существующим нормам (ГОС ВПО и квалификационные требования). С точки зрения результативности эффективность обучения – понятие оценочное, т. е. при определении дается оценка его эффектам, под которыми в дидактике подразумеваются конкретные результаты взаимодействия преподавателя и обучающихся. Если эффект – это результат последнего, то эффективность – мера его приближения к заданным при проектировании технологии обучения дидактическим целям.

Следовательно, при проектировании профессионально-ориентированной технологии обучения перед военным преподавателем встает задача выбора методов и форм контроля, критериев качества усвоения изученного материала, разработки процедур его осуществления, обоснования способов индивидуальной коррекции учебной деятельности курсантов и слушателей.

Большинство из названных аспектов в общей педагогике достаточно хорошо исследованы. Наиболее полно они обоснованы в трудах отечественных педагогов-исследователей В. С. Аванесова, С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, З. Д. Жуковской, Н. В. Кузьминой, В. П. Мизинцева, И. П. Подласого и других.

К сожалению, в современной педагогической теории подходы к определению таких понятий, как “оценка”, “контроль”, “проверка”, “отметка” и других, с ними связанных, не являются строго установившимися. Нередко они смешиваются, взаимозаменяются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении. Опираясь на подход, предложенный И. П. Подласым [78], обоснуем каждое из названных понятий.

Общим родовым среди них выступает “контроль”, означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков курсантов и слушателей. Таким образом, речь идет о совокупности организационных и методических приемов получения и анализа количественно-качественных показателей, характеризующих результативность учебного процесса. Выявление и измерение называют “проверкой”. Поэтому проверка – составной элемент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов, требующих коррекции. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности, но и объема учебного труда курсантов и слушателей. Кроме проверки контроль содержит в себе “оценивание” (как процесс) и “оценку” (как результат) проверки. Оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, численных аналогах оценки).

Основой для оценивания успеваемости курсантов и слушателей являются итоги (результаты) контроля. При этом учитываются как качественные, так и количественные показатели их работы. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах и процентах, а качественные – в оценочных суждениях типа “хорошо”, “удовлетворительно” и т. п. Каждому оценочному суждению приписывают определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению “отлично” – балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.

Расхождение в оценочных суждениях объясняется прежде всего тем, что одни преподаватели при оценке знаний курсантов и слушателей делают упор на хорошее понимание и воспроизведение ими фактологического материала, другие – умение применять полученные знания в типовых ситуациях, третьи – знание методологических основ науки, четвертые – умение критически мыслить и применять знания в нестандартных ситуациях, пятые – построение обучающимися своего ответа, план и форму изложения материала.

Управление дидактическим процессом в рамках профессионально-ориентированной технологии обучения обязательно характеризуется наличием системы оценки и контроля эффективности его функционирования. Это вполне объяснимо с психологической точки зрения – каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах. С позиции управления познавательной деятельностью курсантов и слушателей, контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль преподавателя) и внутреннюю (самоконтроль обучающегося). Он (контроль) направлен на получение информации, анализируя которую, военный педагог вносит необходимые коррективы в течение учебного процесса. Выделение его в относительно самостоятельную функцию управления познавательной деятельностью курсантов и слушателей носит условный характер и оказывается полезным, главным образом, в концептуальном и операциональном отношениях. В действительности контроль органически связан со всеми другими функциями управления и его существенные характеристики не могут быть полно и адекватно раскрыты вне соотнесения с другими звеньями, составляющими процесс управления. Все основные свойства, ограничения и требования, предъявляемые к контролю, вытекают именно из взаимосвязи с другими функциональными элементами процесса управления. Их органическая связь проявляется в том, что они выступают как основные точки контроля, т. е. он затрагивает цели, содержание, прогнозы, решения, организацию и исполнение действий, коммуникацию и коррекцию.

Раскроем основные функции и принципы педагогического контроля, а также требования, предъявляемые современной дидактикой высшей военной школы.

 

Карьера военного

учебные материалы