Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения - Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины

Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения - Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины

Article Index
Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения
Три признака характеризующие технологию обучения
Критерии организации деятельности военного преподавателя
Сущность технологии обучения
Информационные технологии обучения в высшей военной школе
Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины
Структура компьютеризированного учебника
Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда
Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения в военном вузе
Основные требования, предъявляемые к целям обучения
задание цели обучения применительно к смысловой части учебной дисциплины
Принципы и критерии формирования содержания учебной дисциплины
Сущность процесса структурирования
Методика работы военного преподавателя по отбору и структурированию содержания учебного материала
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала
Управление познавательной деятельностью обучающихся
Принципы управления познавательной деятельностью
Фронтальные, коллективные, групповые и диадические коммуникативные ситуации
Контроль и оценка эффективности учебного процесса
Основные функции системы контроля и оценки
Виды и формы контроля знаний в военном вузе
Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса
Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в военном вузе

 

Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные программные педагогические продукты, базы данных и знаний в изучаемой предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую военным педагогом технологию обучения.

Принципиальными особенностями дидактического комплекса являются:

Во-первых, ДК рассматривается как целостная система программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной и другого рода информации как курсантам и слушателям, так и преподавателю в соответствии с применяемой им технологией обучения.

Во-вторых, все элементы комплекса взаимосвязаны между собой, имеют единую информационную основу и разрабатываются не только в соответствии с замыслом реализуемой с их помощью технологией обучения, но и в целях единой концепции профессиональной подготовки будущих офицеров в данном учебном заведении.

В-третьих, изначально при проектировании ДК предусматривается возможность его использования как в локальных и распределенных компьютерных сетях военного вуза, так и при дистанционной форме обучения. Таким образом решается вопрос о его поддержке имеющимися в учебном заведении информационными и телекоммуникационными средствами, а также средствами связи.

В-четвертых, проектирование и конструирование ДК осуществляется в соответствии с требованиями иерархии и модульности и в программном и в технологическом смысле.

Таким образом, в отличие от ПМК, который представляет собой программно-техническую систему, поддерживающую определенную методику обучения, ДК рассматривается как дидактическая система, позволяющая военному педагогу через информационную составляющую ИТОУП реализовать целостную технологию обучения. Этим решается задача гарантированного достижения целей профессиональной подготовки обучающихся. Каждый элемент ДК является не просто носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом военного педагога, реализуемые в проекте технологии обучения. Следовательно, ДК можно рассматривать как целостную дидактическую систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний в определенной предметной области.

Все перечисленное помогает избегать недостатки, существующие при использовании в учебном процессе ПМК.

Рассмотрим структуру подобного комплекса на примере ДК учебной дисциплины “Психология и педагогика”, разработанного в Академии ФАПСИ при Президенте Российской Федерации.

Из анализа содержания подготовки специалистов данного вуза по этой дисциплине в ДК на системной основе были включены следующие основные элементы: рабочая программа, компьютеризированный учебник, типовой комплект средств информационной поддержки, а также система контроля и оценки знаний обучаемых (рис. 5.1).

Рабочая программа представляет собой нормативный документ, определяющий назначение и место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста ФАПСИ, ее научное содержание и организационно-структурное построение. Программа состоит из пяти разделов: целевая установка, организационно-методические указания, содержание, плановая таблица распределения учебного времени, литература.

В составе ДК рабочая программа реализуется в педагогическом программном продукте, представляющем собой гипертекстовую структуру, созданную на основе единого стандартного языка форматирования документов HTML. Это означает, что каждый из разделов программы имеет многоуровневую (многослойную) композицию, осуществляемую с помощью системы “Меню” (своеобразной навигацией по программе). На этапе вхождения пользователя в программный продукт он попадает в ее “Главное меню”, в котором отражены все разделы программы. Выбрав нужный раздел программы, обучающийся имеет возможность перейти на следующий, более низкий уровень, и ознакомиться с его содержанием. С этого уровня пользователь имеет возможность перейти на еще более низкий уровень или вернуться в “Главное меню”.

clip_image002

Рис. 5.1. Структура и состав ДК учебной дисциплины “Психология и педагогика”

Например, войдя через “Главное меню” в раздел “Содержание”, обучающийся попадает в “Подменю”, включающее два раздела учебной дисциплины: “Педагогика” и “Психология”.

Далее курсант (слушатель), выбрав один из разделов, попадает в “Подменю”, в котором указаны все входящие в него темы. Определившись с той, которая его интересует, он переходит на более низкий уровень и имеет возможность ознакомиться с категориями и понятиями, изучение которых предусматривается данной темой. Направив курсор на выбранную категорию и активизировав его с помощью “мыши”, обучающийся имеет возможность ознакомиться с ее определением. Возвращение в “Главное меню” осуществляется по обратному маршруту.

Таким же образом пользователь может из исходного положения “путешествовать” по другим разделам рабочей программы, получая возможность быстро и гибко выяснить все интересующие его вопросы. Электронный вариант учебной программы позволяет в рамках ДК реализовать информационную, систематизирующую и стимулирующую функции обучения.

Следующий элемент ДК – компьютеризированный учебник (далее по тексту КУ), который является основным носителем научного содержания учебной дисциплины. Структурно КУ представлен в виде дидактически взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей – текстовой и компьютерной.

В условиях информационно-технологического обеспечения традиционное назначение учебника, безусловно, сохраняется. Однако особенности организации учебного процесса накладывают на него специфические, дополнительные к традиционным, требования.

Во-первых, КУ как элемент ДК является неотъемлемой частью дидактической системы и с этих позиций его содержание должно соответствовать целям профессиональной подготовки специалистов ФАПСИ; должно быть дидактически связанным с содержанием, реализуемым другими элементами комплекса; ориентироваться на широкое использование в учебном процессе форм и методов обучения, предусмотренных соответствующей технологией обучения. Таким образом, КУ в составе ДК рассматривается как ядро дидактической системы, ее ключевой элемент.

Во-вторых, КУ отводится одна из основных ролей по активизации творческой самостоятельной работы курсантов и слушателей путем диагностического целеполагания и аргументированной мотивации; наличия системы управления познавательной деятельностью обучающихся при поэтапном переводе из исходного состояния обученности в требуемое; развития творческого мышления с учетом индивидуальных особенностей; обеспечения возможности вариативного выбора траектории обучения в зависимости от целей и сложности решаемых учебных задач.

 

Карьера военного

учебные материалы