Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения - Структура компьютеризированного учебника

Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения - Структура компьютеризированного учебника

Article Index
Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения
Три признака характеризующие технологию обучения
Критерии организации деятельности военного преподавателя
Сущность технологии обучения
Информационные технологии обучения в высшей военной школе
Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины
Структура компьютеризированного учебника
Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда
Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения в военном вузе
Основные требования, предъявляемые к целям обучения
задание цели обучения применительно к смысловой части учебной дисциплины
Принципы и критерии формирования содержания учебной дисциплины
Сущность процесса структурирования
Методика работы военного преподавателя по отбору и структурированию содержания учебного материала
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала
Управление познавательной деятельностью обучающихся
Принципы управления познавательной деятельностью
Фронтальные, коллективные, групповые и диадические коммуникативные ситуации
Контроль и оценка эффективности учебного процесса
Основные функции системы контроля и оценки
Виды и формы контроля знаний в военном вузе
Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса
Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в военном вузе
Структура компьютеризированного учебника

Исходя из этих требований в рамках ДК учебной дисциплины “Психология и педагогика” была реализована следующая структура компьютеризированного учебника.

Текстовая часть КУ представляет собой специально подготовленный курс лекций (учебно-методическое пособие), в котором для курсантов и слушателей, наряду с раскрытием основного научного содержания дисциплины, приводятся методические рекомендации по самостоятельному изучению учебного материала с использованием других элементов ДК. Таким образом, текстовая часть является не только источником теоретических знаний, но и своеобразным путеводителем по курсу, дающим рекомендации пользователям по выбору наиболее рациональной “траектории” учения путем использования на каждом этапе определенных элементов ДК. С целью упрощения поиска для обучающегося соответствующего раздела (главы, параграфа) оглавление текстовой части КУ представлено в виде электронного “меню”, позволяющего быстро осуществлять этот поиск, т. е. речь идет о наличии в составе текстовой части встроенной системы навигации по ее содержанию. Таким образом, дидактическими функциями, реализуемыми названным элементом ДК, являются информационная, стимулирующая, координирующая, самообразовательная, а также управления познавательной деятельностью курсантов и слушателей.

Компьютерная часть КУ включает в себя совокупность двух программных продуктов, представленных в ДК учебной дисциплины “Психология и педагогика” электронными конспектами лекций и электронным альбомом схем и наглядных пособий. Названные элементы программно реализованы на основе интерфейса Windows-95/98 и пакета Microsoft Office-97 (графический редактор Power Point-97).

Электронные конспекты лекций – наборы динамических и статических компьютерных слайдов по каждой из тем учебной дисциплины. С их помощью курсантам и слушателям предоставляются в электронном виде краткие конспекты изучаемого материала (основные дефиниции, рассматриваемые при изучении темы, их графическое представление – схемы, графики, диаграммы и т. п.).

Одной из особенностей электронных конспектов является наличие в каждом из них структурно-логических схем изучения темы дисциплины, с помощью которых военный преподаватель имеет возможность сформировать у обучающихся ориентировочную основу действий по усвоению учебного материала. Это обеспечивается логической последовательностью вывода на экран основных элементов изучаемой темы (учебные вопросы, их структура, основные категории и определения и т. д.). Логика их выведения на экран определяется в соответствии с графом изучения темы, разработанным преподавателем на этапе отбора и структурирования содержания дисциплины.

Вторым элементом компьютерной части КУ является электронный альбом схем и наглядных пособий по учебной дисциплине. Он включает в себя совокупность динамических компьютерных слайдов, разбитых на отдельные разделы. Электронный альбом реализуется в гипертекстовой структуре, позволяющей пользователю в динамике просматривать интересующие его схемы и наглядные пособия, переходя в свободном режиме (траектория движения определяется самим обучающимся) от одного раздела к другому, от одной схемы к другой и т. д. Предусмотрена возможность, войдя в любой из разделов альбома, сначала, в соответствии с предложенным в “Меню” списком, выбрать интересующую схему и обратиться прямо к ней. Можно организовать просмотр в одном из разделов всех схем подряд. Логика последовательности выведения на экран дисплея элементов схемы (наглядного пособия) изначально закладывается преподавателем. В альбоме по дисциплине “Психология и педагогика” были в электронном виде реализованы 250 схем и наглядных пособий, разбитых на девять самостоятельных разделов. Дидактические функции, реализуемые с помощью компьютерной части КУ, очень разнообразны и зависят от состава программных продуктов, а также дидактических задач, решаемых с их помощью на определенных этапах обучения. Основные из них – информационная, мотивационная, систематизирующая, координирующая и самообразовательная.

Одним из важных элементов ДК является типовой комплект средств информационной поддержки учебной дисциплины. Его состав детерминирован содержанием учебной дисциплины и возможностью его реализации с помощью педагогических программных продуктов. В дидактическом комплексе учебной дисциплины “Психология и педагогика” он представлен информационно-справочной системой и электронным практикумом. Обоснуем необходимость включения названных элементов в состав типового комплекта, особенности работы с ними курсантов и слушателей, а также дидактические функции, реализуемые каждым.

Информационно-справочная система представляет собой электронную гипертекстовую структуру (глоссарий) и включает два электронных словаря-справочника, один по педагогике, другой по психологии. Словари разработаны на основе графического интерфейса Windows 95/98 и виртуальных библиотек Borland Database Engine. Их назначение – расширение личностного психолого-педагогического тезауруса курсантов и слушателей. Поиск дефиниций может осуществляться двумя способами. Первый из них предусматривает последовательный просмотр всех имеющихся в словаре слов, а второй – набор нужного слова в специальном “окне”. Важно отметить, что информационно-справочная система является своего рода инструментальной программной оболочкой, позволяющей пользователю еще и создавать собственный словарь, внося дополнения в уже имеющийся. Кроме того, предусмотрена возможность подключения к справочной системе других словарей, например по философии, социологии или праву. Среди дидактических функций, реализуемых с помощью информационно-справочной системы, целесообразно выделить информационную, систематизирующую и самообразовательную.

Электронный практикум по дисциплине также представляет собой гипертекстовую структуру, в него включены учебные темы, по которым учебной программой предусмотрены самостоятельные и практические занятия. Для каждого из них указаны учебные вопросы, тематика специальных сообщений, задания для самостоятельной проработки и рекомендованная литература. Кроме этого практикум содержит практические рекомендации для курсантов и слушателей по использованию элементов ДК для изучения каждой учебной темы. Наличие гипертекстовой структуры и соответствующей навигационной системы позволяет пользователю быстро и гибко находить нужный ему раздел дисциплины, соответствующую тему. Основными дидактическими функциями, реализуемыми электронным практикумом, являются информационная, систематизирующая, стимулирующая, координирующая и самообразовательная.

Для обеспечения контрольно-оценочных функций в ДК учебной дисциплины предусмотрено наличие автоматизированной системы оценки и контроля знаний курсантов и слушателей.

Названный элемент ДКИО может быть реализован в виде контрольно-обучающей программы, позволяющей пользователю самостоятельно осуществлять оценку усвоения им приобретенных знаний. Программа предусматривает работу обучающегося в двух режимах - обучения и контроля. При работе в первом режиме курсанту (слушателю) при неправильном ответе на поставленный вопрос предоставляется возможность ознакомиться с правильным. При работе во втором режиме ему только указывается на то, что ответ был правильным или нет. Электронная программа позволяет пользователю проверить свои знания по одной из учебных тем, либо оценить себя в целом за весь курс с выставлением соответствующей оценки. Настоящий программный продукт представляет собой инструментальную оболочку. Он обеспечивает возможность военному преподавателю подключать к ней новые батареи педагогических тестов, или же создавать тесты непосредственно в рамках самой системы.

Обобщая сказанное, важно еще раз подчеркнуть, что ДК рассматривается как специализированная база знаний. Такие базы используются сегодня в военных вузах практически повсеместно, когда речь идет об обработке значительных массивов информации. Обязательными требованиями к ним являются адекватность структуры, а также наполнение базы знаний содержанием конкретной предметной области.

Представленный в описанном виде ДК прошел апробацию в учебном процессе многих высших учебных заведений. Его использование подтвердило возможность реализации информационной составляющей информационно-технологического обеспечения учебного процесса в электронном виде в соответствии с технологией обучения, разработанной для этих целей военным преподавателем.

Раскроем сущность и содержание технологической составляющей ИТОУП, позволяющей реализовать процессуальный аспект подготовки будущего специалиста ФАПСИ. Она объективно связана с процессом технологизации обучения, происходящим в вузах страны. Сейчас уже недостаточно говорить о хорошей или плохой подготовке выпускников учебного заведения. Уровень их профессиональной компетентности определяется требованиями ГОС ВО и соответствующими квалификационными требованиями. В настоящее время стоит задача обучения курсантов и слушателей с гарантированным качеством, позволяющим им активно реализовывать свои знания, навыки, умения, свой творческий потенциал в условиях будущей военно-профессиональной деятельности. Ее решение может быть обеспечено на базе применения в учебном процессе современных технологий обучения.

Рассмотрим, какое место занимает технология обучения в структуре ИТОУП, в чем проявляются особенности ее использования.

Во-первых, технология обучения в рамках названного вида обеспечения выполняет связующую функцию, т. е. является как бы стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию военного преподавателя и обучающихся.

Во-вторых, при ее проектировании педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и используемыми методами, определяются структура и содержание ДК. В этом случае последний выступает в качестве ключевого элемента технологии и, по существу, служит ее основой.

В-третьих, в рамках информационно-технологического обеспечения технология обучения рассматривается не как процесс обучения, а как результат его проектирования и конструирования военным преподавателем в соответствии с целями и задачами подготовки специалиста ФАПСИ с заданными профессиональными качествами личности. В связи с этим технология обучения в рамках рассматриваемого вида обеспечения может быть реализована в виде технологической карты, которая представляет собой своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса с изначально определенными его основными параметрами, обеспечивающими успех обучения – целеполагание, диагностику, логическую структуру проекта, дозирование материала и контрольных заданий, описание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога с указанием очередности применения соответствующих элементов ДК, систему контроля, оценки и коррекции.

Таким образом, в условиях информационно-технологического обеспечения учебного процесса будет правомерно рассматривать технологию обучения не только как процесс или результат его проектирования (описание, модель), но и как специфическое средство, своеобразный “инструмент” в руках военного педагога, позволяющий организовать технологическое обеспечение учебного процесса.

Сформулируем обобщенное определение информационно-технологического обеспечения учебного процесса, которое понимается как дидактическая система, представляющая собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационной и технологической составляющих, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса.

Первая составляющая реализуется в учебном процессе в рамках дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, а вторая – через спроектированную и осуществляемую преподавателем технологию обучения, которая в материализованной форме может быть представлена в виде технологической карты. Си-стемное использование названных составляющих в их взаимосвязи и взаимодействии, с учетом технических и человеческих ресурсов, позволяет военному педагогу организовывать активное информационное взаимодействие с курсантами и слушателями с целью гарантированного достижения дидактических целей.

 

Карьера военного

учебные материалы