Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе

Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе

Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в военном вузе

Семинар (от лат. seminarium – рассадник знаний) – один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей военной школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения учебной дисциплины, привития курсантам и слушателям навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

В настоящее время семинары имеются в учебных планах всех военных вузов России, поскольку способствуют расширению общего научного кругозора, ознакомлению курсантов и слушателей с важнейшими проблемами и исследованиями в изучаемых отраслях наук.

В практике работы высших военно-учебных заведений в основном культивируются три типа семинаров:

– способствующие углубленному изучению определенного систематического курса;

– изучению отдельных основных или наиболее важных тем (проблем) курса;

– семинары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой (спецсеминары).

В зависимости от времени проведения указанные семинары подразделяются на промежуточные, рубежные и итоговые по темам и разделам курса.

Успех семинара, активность курсантов и слушателей на нем закладываются на лекции, которая, как правило, предшествует семинару. Лекционный курс, его содержательность, глубина, эмоциональность в значительной мере определяют уровень семинара. Если проблемы, поставленные на лекции, действительно заинтересуют обучающихся, они не пожалеют времени на самостоятельную работу и развернут на семинаре творческую дискуссию. Главное, что обеспечивает успех семинара – интерес аудитории к обсуждаемым проблемам.

Исходя из того, что семинар в военном вузе является групповым занятием под руководством преподавателя, его основные задачи состоят в реализации следующих целей:

– углубить и закрепить у обучающихся знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;

– проверить эффективность и результативность самостоятельной работы курсантов и слушателей над учебным материалом;

– привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала в курсантской аудитории;

– выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

Семинар – активный метод обучения, в применении которого должна преобладать продуктивно-преобразовательная деятельность курсантов и слушателей. Он должен развивать и закреплять у обучающихся навыки самостоятельной работы, умения составлять планы теоретических докладов, их тезисы, готовить развернутые сообщения и выступать с ними перед аудиторией, участвовать в дискуссии и обсуждении.

Таким образом, семинар не сводится к закреплению или копированию знаний, полученных на лекции, его задачи значительно шире, сложнее и интереснее.

Раскроем особенности подготовки военного преподавателя и обучающихся к проведению семинарского занятия.

Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности курсантов и слушателей, их активности на самом занятии.

Подготовка семинара начинается с изучения военным преподавателем исходной документации, определения (уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки курсантов и слушателей. В результате этой работы у преподавателя должно сложиться четкое представление о дидактических и воспитательных целях семинара, объеме работ, который должен выполнить каждый его участник, проблемах, которые следует поставить в лекции, чтобы иметь возможность глубоко в них разобраться на семинаре. Только после этого можно приступать к разработке плана проведения семинарского занятия. План, выдаваемый курсантам и слушателям до проведения семинара, служит основным методическим документом для организации их самостоятельной работы.

В зависимости от избранной методики проведения семинара план может иметь различную структуру. Несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов выступают тема, дидактические и воспитательные цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература.

Учебные вопросы, которые должны обсуждаться на семинаре, составляют основу плана. Если семинар проводится методом развернутой беседы, вопросы плана семинара должны соответствовать следующим требованиям:

– быть проблемными по форме, т. е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия, охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;

– не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы курса, учитывать научную и военно-профессиональную направленность курсантов и слушателей;

– должны полностью охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы;

– формулировка вопроса должна побуждать обучающихся к работе с первоисточниками.

Аналогичные требования предъявляются и к теме рефератов (докладов, сообщений), если они предусмотрены планом семинара.

Объем материала, выносимого на семинар, определяется отводимым для этого временем и числом вопросов. Для двухчасового занятия их, как правило, должно быть не более 2–3. С этих же позиций необходимо решать вопрос о характере и объеме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной литературы должны входить прежде всего первоисточники, непосредственно раскрывающие рассматриваемую тему. Разумеется, при этом важно учитывать, что к одному двухчасовому семинару курсант (слушатель) может готовиться не более 4–6 часов и за это время прочесть, осмыслить и законспектировать не более 60 страниц текста, т. е. объем литературы, отрабатываемый обучающимися при подготовке к семинару, должен быть минимальным. В противном случае преподаватель сам толкает курсантов и слушателей на путь неглубокой и формальной подготовки.

Дополнительная необязательная литература рассчитана на более подготовленных обучающихся, особо интересующихся рассматриваемой проблемой. В список дополнительной литературы включают, как правило, монографии, статьи из сборников и периодической печати. Объем дополнительной литературы должен быть также небольшим, посильным. Неплохо, если преподаватель на лекции упомянет об этой литературе, даст краткую характеристику, заинтересует курсантов и слушателей.

В разделе плана семинарского занятия “Организационно-методические указания” обычно указывается порядок проведения семинара, продолжительность выступлений (докладов, сообщений) курсантов и слушателей, порядок консультаций в период подготовки к нему.

В некоторых военных вузах существует положительная практика указания в плане семинарского занятия логических заданий к темам, представляющих собой систему вопросов, ответы на которые обучающийся должен найти при изучении первоисточника. Такие логические задания концентрируют внимание курсантов и слушателей при чтении первоисточника на важнейших положениях и выводах методологического характера.


You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения