Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Особенности работы военного преподавателя в период подготовки к семинару

Особенности работы военного преподавателя в период подготовки к семинару

Кратко остановимся на особенностях работы военного преподавателя в период подготовки к семинару. Заблаговременная выдача плана семинара – залог успешной подготовки к нему каждого обучающегося. Если же к этому времени в лекции была поставлена рассматриваемая проблема, создана проблемная ситуация, вызван интерес, то это будет значительно активизировать подготовку курсантов и слушателей к очередному занятию.

Как известно, практическая работа каждого обучающегося по подготовке к семинару включает четыре этапа.

На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы. На основе этого каждому курсанту (слушателю) следует определить свою роль и задачу на семинаре (подготовка реферата, выступления и т. п.), объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источники по каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какие дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти.

Второй этап подготовки к семинару включает работу по сбору и ознакомлению с рекомендуемой литературой.

Третий этап включает глубокое изучение источников.

Четвертый (заключительный) этап предусматривает углубленную работу с конспектом: еще раз внимательно прочесть конспект, произвести его разметку (подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные цитаты и т. п.), составить план выступления.

На всех этапах курсанты и слушатели работают или под непосредственным руководством преподавателя (особенно характерно для младших курсов военного вуза), или в режиме консультирования.

На первом этапе подготовки обучающихся к семинару военному преподавателю целесообразно провести коллективную установочную консультацию. В период углубленной работы курсантов и слушателей над рекомендуемыми источниками преподаватель, как правило, проводит индивидуальные консультации и собеседования. На этом этапе он контролирует подготовку основных докладов и сообщений, а также выступлений на предстоящем занятии.

На основе сложившегося представления о готовности курсантов и слушателей к семинару преподаватель приступает к разработке (уточнению) рабочего плана (сценария) проведения семинарского занятия. Это связано с тем, что реализация познавательной цели в ходе семинара требует от него умелого методического управления.

Как показывает опыт, ключевыми в построении такого сценария являются два принципа: принцип нарастания сложности проблемных задач на каждом занятии и на протяжении всего курса и принцип целевой системности.

Некоторые военные педагоги считают, что рабочий план (сценарий) сковывает преподавателя при проведении семинара. Однако это не совсем верно. Тщательная подготовка дает ему большие возможности оперативно руководить семинаром, используя при любых ситуациях заранее заготовленный материал. Может быть, далеко не все, что намечено и записано в сценарии, будет использовано педагогом, но наличие имеющегося материала придаст уверенность и позволит свободно себя чувствовать при любых ситуациях.

В какую же форму целесообразно облекать методическую разработку, рабочий план семинара? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической литературе нет. По-видимому, целесообразна та форма, к какой привык сам преподаватель. Практика работы военных вузов тем не менее рекомендует, чтобы рабочий план семинара или методическая разработка оформлялись в соответствии с принятыми в данном военно-учебном заведении требованиями и включали титульный лист с входными данными, вступительную, основную и заключительные части.

В рабочем плане семинара, как правило, отражаются содержание краткого вступительного слова преподавателя, примерное распределение времени по вопросам и выступлениям, порядок отработки материала по вопросам, содержание заключительного слова.

Расчет времени. Разумеется, для двухчасового и четырехчасового семинара расчет будет различным. При этом военный преподаватель ориентировочно исходит из того, что в ходе семинара время расходуется на вступительное слово не более 5 минут; основной доклад одного из курсантов (слушателей) – до 15–20 минут; выступления с мест – до 10 минут; постановку новых вопросов, исправление допущенных обучающимися неточностей и ошибок, заключительное слово по всему семинару – в пределах 25–30 минут.

Таким образом, на организацию, управление ходом семинара и подведение итогов в общей сложности расходуется около 25 процентов отведенного учебного времени. Остальное время военный преподаватель распределяет в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов.

Порядок отработки материала по вопросам семинара составляет основу содержательной части рабочего плана. В разработке именно этого раздела плана и проявляется творчество военного преподавателя.

Как известно, порядок обсуждения вопросов плана может быть самым разнообразным, он зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным занятием для группы курсантов и слушателей. В условиях военного вуза чаще всего используются три схемы: реферативно-докладная, вопросно-ответная и смешанная.

При реферативно-докладной схеме по каждому вопросу вначале заслушивается реферат или доклад, подготовленный одним из обучающихся, а при вопросно-ответной – выступление одного из курсантов (слушателей) по выбору преподавателя, после чего организуется развернутая беседа. В смешанной форме по одному из вопросов заслушивается реферат (доклад), а по другим – выступления курсантов и слушателей по их желанию. В конце обсуждения основной докладчик делает общее заключение.

Чтобы семинар был по-настоящему активным, он должен носить дискуссионный, но управляемый характер. Для этого сценарий дискуссии продумывается военным преподавателем заранее, в рабочем плане намечаются соответствующие вопросы, примеры, высказывания.

You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения