Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Организация проведения семинара

 

Важное значение в решении дидактических задач, определенных военным преподавателем на предстоящее занятие, имеет сама организация проведения семинара.

Многие считают, что семинар начинается вступительным словом преподавателя. В действительности он начинается с проверки готовности курсантов и слушателей к занятию. Проверку готовности группы к семинару можно проводить по-разному, в зависимости от формы семинара и его организации. Некоторые преподаватели ограничиваются тем, что обращаются к обучающимся с вопросом о том, изучили ли они литературу, возникли ли у них вопросы или просто спрашивают, кто не подготовился к занятию. Но они не учитывают особенностей групповой психологии: неподготовившиеся стесняются признаться, а преподаватель приходит к ложному заключению, что все готовы. Нередко он попадает в еще более неловкое положение и бывает вынужден значительную часть времени потратить на “неясные” вопросы.

Конечно, если военный педагог хорошо знает группу, можно прямо спросить: “Кто не готов к занятию?” Это требование должно быть постоянным и твердым. В случае необходимости следует дать незамедлительную, жесткую и принципиальную оценку. Как правило, после одного-двух таких замечаний случаев неподготовленности курсантов и слушателей к семинару не бывает.

Вступительное слово преподавателя должно быть не только кратким, но и энергичным, мобилизующим, проблемным. Это своего рода установка на мобилизацию внимания.

Чтобы нацелить курсантов и слушателей на активное обсуждение вопросов темы, вступительное слово (введение) должно отвечать следующим требованиям [15]:

– по содержанию указывать на связь с предшествующей темой и курсом в целом;

– подчеркивать научную направленность рассматриваемой проблемы, связь с практикой;

– указывать на связь с военно-профессиональной подготовкой курсантов и слушателей;

– по форме демонстрировать предельный лаконизм, логическую стройность и тем самым обеспечивать высокую эмоционально-психологическую деятельность преподавателя.

Выступления курсантов и слушателей по вопросам семинара могут быть в виде реферата, доклада или сообщения, отличающихся прежде всего по глубине проработки рассматриваемого вопроса. Хотя в целом четкую грань между ними провести очень трудно.

Реферат – краткое изложение в письменной или устной форме содержания изученных обучающимся произведений, монографий, статей периодической печати, а также личного опыта в рассматриваемой области.

Доклад и сообщение – это краткое выступление курсантов и слушателей по одному из рассматриваемых вопросов на основе обобщения всего изученного материала.

Доклады обучающихся, основные выступления по вопросам плана семинара целесообразно произносить с кафедры. Выход на кафедру обязывает их к большей ответственности. Имеет смысл предоставлять кафедру и “официальным” оппонентам из числа курсантов и слушателей, если они назначались. Все остальные, желающие выступить, могут говорить с места. Этим обеспечивается большая непринужденность, обсуждение идет живее, без траты время на выход.

Дополнительные вопросы курсантам и слушателям – основное средство управления ходом семинара. С их помощью военный преподаватель направляет выступления или дискуссии в нужное русло. Разумеется, он не должен злоупотреблять дополнительными вопросами, но иметь их в своем рабочем плане необходимо.

В ходе семинара педагог-руководитель использует вопросы уточняющие, встречные, наводящие и проблемные.

Уточняющие вопросы принуждают выступающего на семинаре конкретизировать высказанную мысль, четко и определенно сформулировать ее. Разумеется, преподаватель задает уточняющий вопрос лишь в том случае, когда курсанты и слушатели не отреагировали на допущенный промах.

Наводящие или направляющие вопросы вводят обсуждение или полемику в нужное русло, устраняют нежелательные отклонения от проблемы. В таких случаях особенно ярко проявляются такт и методическое мастерство преподавателя.

Встречные вопросы близки к постановке задач на самостоятельность мышления, так как включают требования дополнительного аргументирования или анализа содержания отдельных положений. Они способствуют выявлению логических ошибок, обусловливающих сомнительность выводов докладчика. С этой целью преподаватель, обращаясь к выступающему или ко всей аудитории, может ставить следующие вопросы: чем вы докажете истинность своих доводов? Какие дополнительные аргументы вы можете привести для обоснования своего вывода? Все ли аргументы, выдвинутые вашими товарищами, являются истинными, достаточны ли они? Используя встречные вопросы, преподаватель может повысить активность аудитории.

Проблемные вопросы ничего общего не имеют с казуистикой. Проблемный вопрос – это методический прием, используемый для углубления знаний.

Важное значение при проведении семинарского занятия имеет этика дискуссии и полемики. Как уже отмечалось, семинар – это метод обучения, опирающийся на групповое мышление, отличительная черта которого – активизация коллективной мыслительной деятельности в рассматриваемой области, нахождение неожиданных решений сложных научных вопросов и проблем.

В целях активизации семинарских занятий в ряде военных вузов используют методы, заимствованные из других видов учебных занятий. Это методы рецензирования, анализа передового опыта, анализа текущих событий, задач, упражнений и практических заданий.

Оживление и разнообразие в методику проведения семинарских занятий вносит предварительное распределение между обучающимися учебных поручений. Например, в ходе занятия каждый из них может выступить в роли докладчика, содокладчика, оппонента, рецензента и др. Хорошие результаты в активизации интереса курсантов и слушателей в семинарском занятии дает введение игрового момента “лицевой счет”: все выступления, дополнения, вопросы и ответы обучающихся, а также другие формы участия в семинаре поощряются заранее определенным дифференцированным количеством баллов. После подведения общих итогов суммы набранных баллов переводятся в обычные оценки.

 

You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения