Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям военных вузов

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям военных вузов

Article Index
Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения
Дидактические и воспитательные цели лекции
Требования к современной вузовской лекции
Структура вузовской лекции
Этап подготовки преподавателя к чтению лекции
Применение средств наглядности при обучении
Заключительная часть чтения вузовской лекции
Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения
Лекция-консультация
Лекция пресс-конференция и лекция-вдвоём
Лекция-дискуссия, лекция провокация, лекция исследование
Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе
Особенности работы военного преподавателя в период подготовки к семинару
Организация проведения семинара
Ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям военных вузов
Суть методической тактики руководителя семинара
Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения
Этапы работы участников семинара
Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций
Практические занятия в военном вузе
Сущность и содержание практического занятия в военном вузе
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия
Порядок проведения практического занятия в военном вузе
Подготовка военного преподавателя к практическому занятию на технике
Особенности проведения практического занятия на технике
Лабораторный практикум как разновидность практического занятия
Формы проведения лабораторных занятий
Особенности подготовки лабораторного занятия
Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе
Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
Основные функции игрового обучения
Основы планирования, а также порядок организации и проведения в военном вузе учебных занятий с использованием игровых методов обучения
Примерная система оценок различных видов деятельности курсантов и слушателей в ходе игры
Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения
Деловые игры, используемые в учебном процессе
Сборник документов и методических указаний по игре
Метод анализа конкретных ситуаций как первичная форма игрового обучения
Модификации метода мозговой атаки при организации игрового обучения в военном вузе
Метод самостоятельной работы, особенности его использования в военном вузе
Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя
Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе
Ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям военных вузов

Роль военного педагога на семинарском занятии творческая и не может быть заранее во всех деталях обозначена и исчерпана инструктивными указаниями. Однако практикой выработан ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям военных вузов.

Первой и основной заботой является создание на семинаре непринужденной, раскованной обстановки свободного обсуждения поставленных вопросов. Важно, чтобы курсант (слушатель), выступая на семинаре со своей собственной, подчас спорной, точкой зрения, был уверен, что преподаватель и товарищи правильно поймут его, благожелательно отметят успех или тактично подвергнут критике. Поэтому при обсуждении поставленных проблем руководителю семинара не следует торопиться с высказыванием своей точки зрения. Только когда обнаружится неспособность обучающихся прийти к правильному выводу, педагог обосновывает правильный ответ.

Успех семинара всегда зависит от активности курсантов и слушателей, поэтому вторая обязанность военного преподавателя всеми мерами развивать и поощрять это. Рекомендуется настойчиво внушать обучающимся мысль, что активность – это не только выступления и дискуссии, но и умение слушать. Курсантов и слушателей необходимо убеждать, что умение слушать не менее важное качество, чем умение говорить.

Важно добиваться внимательного и критического отношения обучающихся к выступлениям товарищей. Для этого надо всячески нацеливать их на то, что содержательный анализ выступления, доклада или реферата имеет не меньшую ценность, чем хороший доклад или реферат. Во всех случаях следует добиваться свободного выступления курсантов и слушателей при наличии постоянного контакта с аудиторией. Выступающий должен обращаться к аудитории, а не к руководителю семинара, смотреть в аудиторию, а не в потолок или по сторонам.

Военному педагогу целесообразно внимательно слушать каждого выступающего и делать заметки в рабочей тетради. Эти заметки в дальнейшем используются при подведении итогов семинара и в заключительном слове. Во время доклада и выступлений курсантов и слушателей преподавателю, за редким исключением, не следует вмешиваться с замечаниями и поправками. Это, конечно, не значит, что нужно невозмутимо слушать все, что говорится.

В каких случаях целесообразно вмешиваться в речь выступающего? Прежде всего тогда, когда он явно уходит от обсуждаемого вопроса, говорит не по теме, не по существу, исходит из неверных позиций, допускает искажение действительности, ошибки, фактические вольности или невольно заблуждается, становясь на позиции антинаучных взглядов. Можно прервать курсанта (слушателя) и тогда, если он повторяется и никак не может закончить выступление.

Уровень методического мастерства и теоретической подготовки военного преподавателя на семинаре проявляется в том, как он направляет обсуждение вопросов в ходе семинара, как вовлекает обучающихся в творческую дискуссию, т. е. как умеет организовать развернутую беседу.

В ходе семинара педагогу рекомендуется смотреть на того, кто выступает, но, по возможности, ни словом, ни мимикой не раскрывать своего отношения к слабым местам повествования, чтобы не вызвать замешательства. Удачные моменты выступления желательно поощрять взглядом, кивком головы и другими приемами. Стихийно возникшую в ходе семинара дискуссию нужно уметь использовать в интересах разрешения основной проблемы.

Вопросы, возникшие в ходе семинара, по возможности, должны разрешаться самими курсантами и слушателями. Только в крайнем случае военный преподаватель эту задачу берет на себя. Он должен подавлять в себе соблазн самому ответить на затруднительный вопрос до тех пор, пока не исчерпаны все возможности аудитории.

В любой семинарской группе складывается актив, готовый выступать всякий раз на каждом семинаре, и довольно содержательно. Такой актив – опора преподавателя, но его лучше всего иметь в “стратегическом резерве”, используя в наиболее ответственные моменты семинарского занятия.

 

Карьера военного

учебные материалы