Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Этапы работы участников семинара

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Этапы работы участников семинара

Article Index
Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения
Дидактические и воспитательные цели лекции
Требования к современной вузовской лекции
Структура вузовской лекции
Этап подготовки преподавателя к чтению лекции
Применение средств наглядности при обучении
Заключительная часть чтения вузовской лекции
Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения
Лекция-консультация
Лекция пресс-конференция и лекция-вдвоём
Лекция-дискуссия, лекция провокация, лекция исследование
Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе
Особенности работы военного преподавателя в период подготовки к семинару
Организация проведения семинара
Ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям военных вузов
Суть методической тактики руководителя семинара
Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения
Этапы работы участников семинара
Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций
Практические занятия в военном вузе
Сущность и содержание практического занятия в военном вузе
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия
Порядок проведения практического занятия в военном вузе
Подготовка военного преподавателя к практическому занятию на технике
Особенности проведения практического занятия на технике
Лабораторный практикум как разновидность практического занятия
Формы проведения лабораторных занятий
Особенности подготовки лабораторного занятия
Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе
Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
Основные функции игрового обучения
Основы планирования, а также порядок организации и проведения в военном вузе учебных занятий с использованием игровых методов обучения
Примерная система оценок различных видов деятельности курсантов и слушателей в ходе игры
Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения
Деловые игры, используемые в учебном процессе
Сборник документов и методических указаний по игре
Метод анализа конкретных ситуаций как первичная форма игрового обучения
Модификации метода мозговой атаки при организации игрового обучения в военном вузе
Метод самостоятельной работы, особенности его использования в военном вузе
Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя
Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе
Этапы работы участников семинара

Этапы работы участников семинара могут быть следующими:

1. Формулирование проблемы, подлежащей решению, определение условий коллективной работы, объявление правил поведения участников в поиске решения, формирование рабочих групп и постановка задачи.

2. “Мозговой атаке” может предшествовать “интеллектуальная разминка” – упражнение в быстром поиске на заранее подготовленные вопросы ответов и решение нетиповых задач. В процессе разминки курсанты и слушатели освобождаются от воздействия сковывающих факторов, добиваются снятия психологических барьеров, стеснительности, боязни ошибок, а также учатся воздерживаться от критики любых, пусть даже нелепых предложений.

3. Анализ выдвигаемых идей – изучение, сопоставление, оценка, отбор лучших идей экспертами.

4. Информация о результатах коллективной работы, оценка наилучших идей и их публичная защита, принятие решения.

Для работы на этапах семинара обычно устанавливаются следующие условия и правила:

– недопустима критика по поводу выдвигаемых идей на этапе их генерирования: мгновенная критика – враг идей, в каком бы виде она не проявлялась, в жестах, взглядах, мимике, это губит идею;

– в “мозговой атаке” все равны, нет приоритета и персонального авторства, неважно, кто сказал, важно, что сказано;

– творческий поиск направляется на генерирование оптимальной идеи решения поставленной проблемы, уход в сторону не допускается;

– выдвигаемая идея формулируется четко и кратко;

– высказывания не должны дублировать друг друга и повторяться, но возможны и желательны комбинации, обобщение и развитие высказанных идей;

– синтез, критика, обоснование идеи проводятся в конструктивной форме не группой, их выдвинувшей, а другой;

– выбираются рациональные идеи, но остальные не отбрасываются.

С целью упорядочения работы для участников “мозговой атаки” могут быть установлены организационные правила:

– курсанты и слушатели разбиваются на группы: руководство, генераторы идей, аналитики идей;

– время выступления не более 3 минут;

– все стремятся к установлению непринужденной атмосферы, благоприятной для генерирования идей.

“Мозговая атака” может применяться как один из методических приемов проведения семинарского занятия, а также как самостоятельный метод его проведения.

Семинар с использованием метода “круглого стола”. Этот метод – разновидность диалога. Он требует от военных преподавателей или привлекаемых специалистов реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии. Ведущий “круглого стола” (не обязательно им должен быть преподаватель) стремится обеспечить основные принципы известного полемического кодекса чести (взаимная интеллектуальная терпимость и доверие участников, объективность, искренность, активность, откровенность, определенный уровень эмоциональной напряженности, разумная доля юмора.

Порядок подготовки и проведения “круглого стола” определяется спецификой самого метода. Заблаговременно сообщаются тема, время начала, продолжительность семинарского занятия. Курсантам и слушателям предлагается подготовить интересующие их вопросы в пределах темы. Особое значение придается оснащению места проведения, само название метода подчеркивает необходимость круга или какого-либо другого расположения, зримо подчеркивающего равенство участников.

Для “круглого стола” разрабатывается сценарий, в котором ориентировочно определяются возможная последовательность, содержание и регламент выступлений. Рекомендуется делать домашние заготовки и предусматривать применение стимулов на случай угасания или невозгорания дискуссии.

На семинарском занятии ведущий называет его тему, представляет обучающих, знакомит аудиторию с их специализацией, объясняет порядок работы. Затем он предлагает задавать вопросы, переадресовывает каждый вопрос специалисту, возбуждает дискуссию и управляет ее ходом. В конце кратко подводит итоги.

“Круглый стол” может проводиться с участием как преподавателей, специализирующихся на отдельных разделах учебной дисциплины кафедры, так и приглашенных для этих целей специалистов.

Этот метод используется в тех же случаях, что и лекция-консультация, отличие в том, что преподавателем выступает не один лектор, а несколько специалистов, а также оборудованием помещения, размещением участников и стилем общения между ними.

 

Карьера военного

учебные материалы