Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Требования к современной вузовской лекции
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 September 2013
Лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса, часто сопровождающееся демонстрацией опытов и наглядных пособий. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи. Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни.
С учетом этих требований каждая лекция в вузе:
– должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
– твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
– законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
– быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
– проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед курсантами и слушателями вопросы для размышления;
– обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы;
– находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
– отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
– быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
– излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
– быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Кроме научного содержания большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала курсантами и слушателями, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения.
Главное в лекции – это мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъема интеллектуальной энергии обучающихся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. В этом случае будет обеспечено и непроизвольное запоминание. Лекция призвана вызывать у курсантов и слушателей размышления, подсказывать направление самостоятельной работы мысли, побуждать к действию, быть школой научного мышления.