Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Лабораторный практикум как разновидность практического занятия

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Лабораторный практикум как разновидность практического занятия

Article Index
Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения
Дидактические и воспитательные цели лекции
Требования к современной вузовской лекции
Структура вузовской лекции
Этап подготовки преподавателя к чтению лекции
Применение средств наглядности при обучении
Заключительная часть чтения вузовской лекции
Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения
Лекция-консультация
Лекция пресс-конференция и лекция-вдвоём
Лекция-дискуссия, лекция провокация, лекция исследование
Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе
Особенности работы военного преподавателя в период подготовки к семинару
Организация проведения семинара
Ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям военных вузов
Суть методической тактики руководителя семинара
Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения
Этапы работы участников семинара
Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций
Практические занятия в военном вузе
Сущность и содержание практического занятия в военном вузе
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия
Порядок проведения практического занятия в военном вузе
Подготовка военного преподавателя к практическому занятию на технике
Особенности проведения практического занятия на технике
Лабораторный практикум как разновидность практического занятия
Формы проведения лабораторных занятий
Особенности подготовки лабораторного занятия
Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе
Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
Основные функции игрового обучения
Основы планирования, а также порядок организации и проведения в военном вузе учебных занятий с использованием игровых методов обучения
Примерная система оценок различных видов деятельности курсантов и слушателей в ходе игры
Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения
Деловые игры, используемые в учебном процессе
Сборник документов и методических указаний по игре
Метод анализа конкретных ситуаций как первичная форма игрового обучения
Модификации метода мозговой атаки при организации игрового обучения в военном вузе
Метод самостоятельной работы, особенности его использования в военном вузе
Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя
Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе
Лабораторный практикум как разновидность практического занятия

Лабораторный практикум – существенный элемент учебного процесса в военном вузе, в ходе которого курсанты и слушатели фактически впервые сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной области. Лабораторные занятия, как и другие виды практических занятий, являются как бы средним звеном между углубленной теоретической работой обучающихся на лекциях, семинарах и применением знаний на практике. Эти занятия удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы.

Выполняя лабораторные работы, курсанты и слушатели лучше усваивают программный материал, так как многие расчеты и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными, происходит соприкосновение теории с практикой, что в целом содействует уяснению сложных вопросов науки и становлению курсантов и слушателей как будущих профессиональных военных специалистов.

Само значение слов “лаборатория”, “лабораторный” (от латинского labor – труд, работа, трудность, laboro – трудиться, стараться, хлопотать, преодолевать затруднения) указывает на сложившиеся понятия, связанные с применением умственных и физических усилий к изысканию ранее неизвестных путей и средств для разрешения научных и прикладных задач.

Не случайно слово “практикум”, применяемое для обозначения определенной системы практических (преимущественно лабораторных) учебных работ, выражает ту же основную мысль (греческое praktikos) деятельный, следовательно, предполагаются такие виды учебных занятий, которые требуют от курсантов и слушателей усиленной мыслительной деятельности.

Ни одна из форм учебной работы не требует от обучающихся такого проявления инициативы, наблюдательности и самостоятельности в принимаемых решениях, как работа в лаборатории. Поэтому в военных вузах все кафедры, ведущие общенаучные, общеинженерные, технические и специальные дисциплины, отводят в учебных планах на лабораторные занятия до 20–30 % учебного времени.

В целях интеграции теории и практики в военных вузах в последнее время получают широкое распространение комплексные лабораторные работы, проводимые на широком техническом фоне с применением разнообразной аппаратуры в условиях, близких к реальным, в которых будет работать будущий специалист.

Лабораторные занятия – это один из видов самостоятельной практической работы курсантов и слушателей, на которых путем проведения экспериментов происходит углубление и закрепление теоретических знаний в интересах их военно-профессиональной подготовки.

Проведением лабораторного практикума с курсантами и слушателями достигаются следующие цели:

– углубление и закрепление знания теоретического курса путем практического изучения изложенных в лекции законов и положений в лабораторных условиях;

– приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;

– практическое ознакомление с измерительной аппаратурой и методами работы на ней;

– формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.

Во всех документах, касающихся высшей военной школы, содержатся указания о необходимости дальнейшего совершенствования и активизации лабораторного практикума как важнейшего средства повышения профессиональной подготовки будущего военного специалиста. Оно должно идти по пути улучшения содержания, организации, модернизации лабораторного оборудования и методического обеспечения.

При постановке учебного курса наибольшую сложность всегда представляет отбор содержания материала, подлежащего практическому усвоению. Следовательно, формируя программу лабораторных занятий, важно выделить ту часть практического обучения в военном вузе, которую можно решать наиболее успешно в лабораторных условиях. Поэтому для лабораторных занятий военный преподаватель отбирает такой материал, на базе которого можно поставить учебный эксперимент, причем главной задачей всех опытов может быть изучение существа явлений (внутренних процессов, протекающих в изучаемых технических системах или непосредственно в природе). В то же время этот материал в итоге должен раскрывать методику современных научных исследований применительно к специальной подготовке курсантов и слушателей.

Выделяя вопросы программы, подлежащие иллюстрации в лабораторных работах, следует прежде всего исходить из того, какова роль каждого вопроса, изучаемого в рамках данной дисциплины, в формировании ее структуры, насколько трудно для курсантов и слушателей освоить ту или иную проблему без выполнения экспери- ментов.

В общенаучных и общеинженерных учебных дисциплинах на лабораторные занятия выносят материал, позволяющий иллюстрировать основные закономерности данной науки, применять физические методы измерения для изучения строения вещества и анализа процессов, прививать курсантам и слушателям умение многосторонне описывать и объяснять физические объекты и явления. По специальным дисциплинам, в том числе и по техническим, проводятся такие работы, которые будущим военным специалистам предстоит выполнять в своей практической и научной деятельности.

Разумеется, организуя лабораторные занятия, общенаучные и общеиженерные кафедры принимают во внимание не только свои предметные задачи, но и учебные задачи других кафедр и в целом деятельность курсантов и слушателей как специалистов определенного профиля. Преемственность в осуществлении экспериментальной подготовки между кафедрами достигается прежде всего строгой согласованностью учебных программ, и в частности программ лабораторных занятий. Установление межпредметных связей в области лабораторного практикума ведется по следующему пути: согласованию понятий, определению и обозначению физических величин для того, чтобы они составляли единую систему во всех дисциплинах; согласованию порядка ввода этих понятий по месту и времени с тем, чтобы обеспечивающие дисциплины и основной курс лекций по изучаемому предмету своевременно готовили сознание курсантов и слушателей к восприятию материала, рассматриваемого в данной лабораторной работе.

Таким образом, само построение лабораторного практикума должно способствовать установлению логических связей профилирующего курса с другими учебными дисциплинами с тем, чтобы курсанты и слушатели усвоили его как целостную систему со всей структурой, отражающей изучаемую науку.

Перед курсантами и слушателями при выполнении лабораторной работы ставится задача овладеть в ходе обучения двумя группами навыков: общенаучными и общеинженерными.

Общенаучные навыки (преимущественно эмпирические – наблюдение, эксперимент, измерение) включают постановку проблемы, выдвижение гипотезы, выбор физической или математической модели, проведение эксперимента, правильную запись результатов измерений, их обработку и анализ, оценку возможных погрешностей и границ применения используемой модели.

Общеинженерные навыки – это навыки правильного выбора приборов, необходимых для проведения эксперимента, его планирования, освоения незнакомой аппаратуры, сборки установки, регулирования и калибровки приборов, изменения пределов их измерений, графического и аналитического представления результатов экспериментов. Их формирование осуществляется в ходе выполнения системы лабораторных работ по всем учебным курсам.

При разработке программы лабораторного практикума чрезвычайно важно учесть то, что выпускники военных вузов, хорошо усвоившие теоретический материал, не всегда могут применять его в своей профессиональной деятельности.

Следовательно, основное требование к лабораторному практикуму в военном вузе – выбор такого содержания учебного материала и формы организации занятия, которые бы способствовали развитию активной познавательной деятельности курсантов и слушателей, привлечению их к творчеству и самостоятельности в решении научных и практических задач.

 

Карьера военного

учебные материалы