Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе

Article Index
Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения
Дидактические и воспитательные цели лекции
Требования к современной вузовской лекции
Структура вузовской лекции
Этап подготовки преподавателя к чтению лекции
Применение средств наглядности при обучении
Заключительная часть чтения вузовской лекции
Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения
Лекция-консультация
Лекция пресс-конференция и лекция-вдвоём
Лекция-дискуссия, лекция провокация, лекция исследование
Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе
Особенности работы военного преподавателя в период подготовки к семинару
Организация проведения семинара
Ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям военных вузов
Суть методической тактики руководителя семинара
Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения
Этапы работы участников семинара
Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций
Практические занятия в военном вузе
Сущность и содержание практического занятия в военном вузе
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия
Порядок проведения практического занятия в военном вузе
Подготовка военного преподавателя к практическому занятию на технике
Особенности проведения практического занятия на технике
Лабораторный практикум как разновидность практического занятия
Формы проведения лабораторных занятий
Особенности подготовки лабораторного занятия
Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе
Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
Основные функции игрового обучения
Основы планирования, а также порядок организации и проведения в военном вузе учебных занятий с использованием игровых методов обучения
Примерная система оценок различных видов деятельности курсантов и слушателей в ходе игры
Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения
Деловые игры, используемые в учебном процессе
Сборник документов и методических указаний по игре
Метод анализа конкретных ситуаций как первичная форма игрового обучения
Модификации метода мозговой атаки при организации игрового обучения в военном вузе
Метод самостоятельной работы, особенности его использования в военном вузе
Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя
Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе
Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе

Лабораторные работы выполняются курсантами и слушателями самостоятельно. Это значит, что преподаватель и инженерно-технический состав учебной лаборатории в ходе занятия должны не столько контролировать, сколько осуществлять научное и методическое руководство действиями обучающихся.

Руководство действиями ведется так, чтобы, с одной стороны, обеспечить проявление инициативы и самостоятельности курсантов и слушателей, а с другой – держать непрерывно в поле зрения работу каждого, тактично и без навязчивости в самых необходимых случаях приходить на помощь в нужный момент. Однако в этом случае военный преподаватель должен ограничиться только направляющими вопросами, а не прямой помощью. Прямая помощь, советы и указания обучающимся должны даваться только в безотлагательных случаях. Педагогу необходимо постоянно иметь в виду, что он – научный руководитель, а не контролер, хотя в его обязанности, естественно, входит и наблюдение за работой курсантов и слушателей.

Разумеется, на младших курсах преподаватель, осуществляя жесткую регламентацию работы обучающихся в лаборатории, выступает в своей обычной педагогической роли. Чем старше курс, тем больше снижается степень регламентации и роль военного педагога сводится к обязанностям консультанта. При всех обстоятельствах курсанты и слушатели должны знать, что преподаватель, оказывая им педагогически целесообразную помощь своим советом, никогда не будет вести занятия школьного типа с подробными объяснениями необходимых действий.

Выполнение эксперимента – важный этап лабораторного занятия, общий ход которого целесообразно проводить в следующем порядке: подбор и размещение требуемых приборов и аппаратуры на лабораторном столе (стенде); сборка соответствующих схем и цепей; контроль правильности собранной схемы; включение источников питания; изменение параметров исследуемого элемента и снятие результатов эксперимента.

Подбор необходимых приборов производится по структурной или принципиальной схеме, которая приводится в описании или создается самими курсантами и слушателями. Правильность сборки схемы проверяется сначала обучающимися, а затем преподавателем или сотрудником лаборатории, которые и дают разрешение на включение.

После первого пробного включения необходимо проверить и отрегулировать некоторые режимы работы, провести предварительные наблюдения и только затем вторично установить нужные режимы, а результаты записать.

В ходе эксперимента курсанты и слушатели должны как можно тщательнее и точнее выполнять планируемые в данной работе измерения. Экспериментальные величины и характеристики необходимо сравнивать с величинами и характеристиками, полученными расчетным путем.

В процессе подготовки и выполнения лабораторных работ курсанты и слушатели все необходимое, связанное с экспериментом, записывают в свои рабочие тетради или специальные бланки. Тут же они фиксируют поставленную перед ними экспериментальную задачу, структурную или принципиальную схему, методику выполнения измерений, поясняя записи схемами, таблицами и другими материалами. В тетрадь (бланк) заносятся все наблюдения по ходу выполнения эксперимента, а также результаты в виде выводов с соответствующими таблицами, графиками и описанием полученных результатов опытов. Обработка результатов эксперимента должна быть выполнена предпочтительно в тот же день, после чего курсанты и слушатели приступают к оформлению отчета.

Как правило, отчет по лабораторной работе состоит из трех частей.

В первой части указываются наименование и цель выполнения работы, дается описание технических данных приборов, которыми производились измерения (указываются наименование приборов и их типы, пределы шкал, цена одного деления), приводится структурная или принципиальная схема установки, используемой в работе.

Вторая часть отчета посвящается регистрации опытных данных, получаемых в ходе эксперимента (журнал наблюдений) и результатов вычислений. По результатам наблюдений или вычислений строятся графики, позволяющие произвести анализ исследуемого явления.

В третьей части приводятся расчетные формулы и выводы по работе. В конце отчета ставятся дата, подпись исполнителя и преподавателя, принявшего лабораторную работу.

Лабораторные занятия заканчиваются защитой результатов работы и полученных выводов. В некоторых военных вузах такая защита организуется перед всей группой обучающихся и если лабораторные работы выполнялись фронтально и вполне самостоятельно, конечно, интересно знать, к каким выводам пришли их товарищи. Они задают много вопросов, дискутируют, а это как раз то, что необходимо для глубокого уяснения изучаемой дисциплины.

Преподавателю остается в заключение лишь подвести общие итоги.

Как правило, курсант (слушатель) не должен получать задание на выполнение следующей лабораторной работы, пока не отчитается за предыдущую.

 

 

Карьера военного

учебные материалы