Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Структура вузовской лекции

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Структура вузовской лекции

Article Index
Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения
Дидактические и воспитательные цели лекции
Требования к современной вузовской лекции
Структура вузовской лекции
Этап подготовки преподавателя к чтению лекции
Применение средств наглядности при обучении
Заключительная часть чтения вузовской лекции
Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения
Лекция-консультация
Лекция пресс-конференция и лекция-вдвоём
Лекция-дискуссия, лекция провокация, лекция исследование
Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе
Особенности работы военного преподавателя в период подготовки к семинару
Организация проведения семинара
Ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям военных вузов
Суть методической тактики руководителя семинара
Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения
Этапы работы участников семинара
Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций
Практические занятия в военном вузе
Сущность и содержание практического занятия в военном вузе
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия
Порядок проведения практического занятия в военном вузе
Подготовка военного преподавателя к практическому занятию на технике
Особенности проведения практического занятия на технике
Лабораторный практикум как разновидность практического занятия
Формы проведения лабораторных занятий
Особенности подготовки лабораторного занятия
Особенности проведения лабораторной работы в военном вузе
Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
Основные функции игрового обучения
Основы планирования, а также порядок организации и проведения в военном вузе учебных занятий с использованием игровых методов обучения
Примерная система оценок различных видов деятельности курсантов и слушателей в ходе игры
Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения
Деловые игры, используемые в учебном процессе
Сборник документов и методических указаний по игре
Метод анализа конкретных ситуаций как первичная форма игрового обучения
Модификации метода мозговой атаки при организации игрового обучения в военном вузе
Метод самостоятельной работы, особенности его использования в военном вузе
Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя
Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе
Структура вузовской лекции

Учебная лекция в военном вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, обосновать, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

Изложение содержания – основная часть лекции, в которой реализуются научное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими курсантов и слушателей к следующему вопросу лекции.

Количество вопросов в лекции, как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно малое деление на части нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке лекции. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, обзорные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции. Кратко остановимся на них.

Вводная лекция – один из наиболее важных и трудных видов лекции при чтении систематических курсов. От правильного ее построения и преподнесения во многом зависит успех усвоения всего курса.

Содержание вводной лекции должно включать:

– определение учебной дисциплины;

– краткую историческую справку о развитии этой отрасли знаний и роли отечественных ученых в развитии данной науки;

– цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;

– основные проблемы (понятия и определения) науки;

– методы изучения учебной дисциплины, распределение времени по видам учебных занятий и по семестрам;

– основную и дополнительную учебную и методическую литературу;

– особенности самостоятельной работы курсантов и слушателей над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;

– отчетность по курсу.

Заключительная лекция предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки. В соответствии с этим содержание заключительной лекции, как правило, включает:

– общий обзор пройденного курса, основные выводы и обобщения;

– освещение современного состояния основных проблем данной области науки, ее достижений в нашей стране и за рубежом;

– трактовку главных линий дальнейшего развития науки, указание существующих проблем и намеченных путей их решения.

Обзорные лекции читаются, как правило, дипломникам. Это концентрированное, т. е. насыщенное последними данными изложение материала по отдельным разделам разных дисциплин, освещающих круг вопросов, которые возникают у категории курсантов и слушателей при работе над дипломными проектами (работами) и подготовке к государственным экзаменам.

Раскроем особенности подготовки и проведения традиционной лекции в высшем военно-учебном заведении.

Подготовка лекции – это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, продумывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить.

Главнейшее требование при подготовке к лекции – это поставить проблему и сделать это правильно. Толковая, квалифицированная лекция отличается от аморфной, эклектичной тем, что в ней есть твердый теоретический стержень, генеральная линия мысли. Умение найти руководящую нить, основную идею в каждой лекции, несомненно, имеет решающее значение. Формы и методы работы над темой во многом зависят от сложности темы, памяти лектора, сложившихся привычек и опыта, от конкретных особенностей аудитории, в которой приходится выступать.

Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма, этапами творчества которого являются замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация.

При разработке замысла занятия военный преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой.

Основное внимание при подготовке лекции должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла преподавателя.

Разумеется, каждое занятие – результат педагогического творчества военного преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность. Разработав план и композицию лекции, он приступает к обдумыванию и выбору методов изложения материала и приемов доказательств, наиболее целесообразных в лекции. В его распоряжении имеется несколько методов: дедуктивный, индуктивный, рассуждение по аналогии, а также большое число приемов для активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей – обращение к аудитории, авторитетам, различные виды вопросов, в частности риторический или вопрос к заочным оппонентам, доказательство от противного или метод исключения, прием сведения противоположных взглядов к абсурду, различные виды словесной и зрительной наглядности, применение юмора, сарказма и др.

Заканчивая подготовку к занятию, военный преподаватель должен еще раз проверить соразмерность его частей, продумать, с чего начать, как расположить материал, переходить от одного вопроса к другому, выразить главную мысль.

Следующим в работе преподавателя является этап оформления лекции.

Оформление лекции кажется задачей простой, но вместе с тем и самой спорной. В педагогической литературе на этот счет авторитетных рекомендаций, к сожалению, нет. Бытует мнение, что никакого письменного оформления вообще не требуется, каждый должен составлять для себя такие записки, которые ему нужны, исходя из степени владения материалом, памяти и других особенностей своей психики. Но существует мнение, что лекция должна строиться строго по определенной форме, с таким расчетом, чтобы при случае замены лектора, что иногда бывает, преподавателю, его заменяющему, легко было бы разобраться в обстановке. Немало и других причин, требующих унификации оформления лекции, однако единой и утвержденной для всех военных вузов формы пока не существует.

Содержательная часть лекции разрабатывается и выполняется с различной степенью полноты и детализации. Объем двухчасовой лекции должен составлять 25–30 страниц машинописного текста (из расчета одной страницы текста на 3 минуты). Это может быть полный текст, план-конспект и краткий план.

Полный текст – наиболее совершенный метод оформления лекции. Изложение ведется дословно, со всеми примерами, математическими выкладками, формулами и выводами.

План-конспект лекции используют военные преподаватели, как говорят, уже “ставшие на ноги”, прочитавшие данный курс уже не раз. В отличие от полного текста в содержательной части плана-конспекта указываются целевые установки, краткое содержание излагаемых вопросов, определения, цифровые данные, сложные формулы, а также методические указания о времени демонстрации пособий и другие пометки, необходимые при чтении лекции.

Краткий план лекции в отличие от плана-конспекта содержит только обязательные входные данные и перечень излагаемых вопросов с распределением времени. Кратким планом, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие лекции курса несколько лет.

Существует мнение, что редкий преподаватель может прочесть подлинно научную лекцию или провести какое-либо другое занятие, не пользуясь хотя бы какими-то записями, которые помогают ему не упустить нить рассуждений, доказательств, давать строго отточенные формулировки определений и выводов. Большинству военных преподавателей приходится пользоваться опорным материалом с краткой записью раскрываемых на занятии положений и приводимых данных, и ничего зазорного в этом нет.

 

Карьера военного

учебные материалы