Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Примерная система оценок различных видов деятельности курсантов и слушателей в ходе игры
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 September 2013
Оцениваемый фактор |
Пределы оценок, балл |
Примечание |
1. а) принятие правильного решения, б) принятие неправильного решения |
+1 –20 |
|
2. а) обоснованность решений, б) отсутствие обоснованного решения |
+5 –10 |
|
3. а) правильная оценка действий подчиненных, б) неправильная оценка действий подчиненных |
+5 –5 |
|
4. а) выполнение установленных сроков, б) досрочное выполнение задач, в) нарушение установленных сроков |
+2 +5 –20 |
|
5. Инициативные предложения |
+1 |
|
6. Обращение за консультацией по изученной теме |
–5 |
|
7. а) планирование своей деятельности, б) отсутствие плановости в работе |
+5 –10 |
|
8. а) четкая постановка задачи подчиненным, б) систематичность и действенность контроля работы подчиненных, в) нечеткие руководство деятельностью подчиненных |
+1 +1 –20 |
|
9. Оригинальное, отличное от кафедрального решение (предложение) |
+2 |
|
10. Проявление творчества в организации работы коллектива |
+2 |
Арбитраж деловой игры представляет собой комплекс непрерывных контрольных мероприятий, осуществляемый несколькими постоянными арбитражными группами. Число и состав этих групп заранее определяется руководителем игры исходя из количества ее участников. Обычно в состав арбитражной группы назначается представитель руководящего состава игры (преподаватель) и необходимое число ассистентов (обучающихся). Арбитражные группы в ходе игры осуществляют непрерывное наблюдение за участниками игры и оценивают их действия, начисляя баллы при успешной деятельности или каких-либо нарушениях. Система оценок различных видов деятельности курсантов и слушателей в ходе игры разрабатывается заблаговременно и выдается арбитражной группе для руководства.
Итоговая оценка каждого участника игры в баллах определяется как сумма отдельных оценок (с учетом штрафов) по вводным. Примерная система оценок различных видов деятельности курсантов и слушателей в ходе игры приведена в таблице 11.1.
Ограничения и контролируемое время, которое дается участникам игры для решения задач, мобилизует каждого, повышая тем самым эффективность обучения. Из опыта известно, что в группах, где режим игры не принимался во внимание, на решение аналогичных задач требовалось времени на 30–40 % больше. Причем уровень усвоения учебного материала одновременно снижался на 10 % (по сравнению с другими группами) [15].
Опыт применения арбитража показывает, что указанным способом удается успешно решать ряд важных дидактических и воспитательных задач, среди которых выделяются:
– оперативная и обоснованная оценка всех видов практической деятельности отдельных групп и каждого участника игры, а также степени их подготовленности к выполнению соответствующих функциональных обязанностей;
– направление работы участников игры в русло, намеченное планом игры;
– подготовка материалов для оценки игры в целом и определение эффективности организации учебного процесса по данной дисциплине.
Если обобщить опыт проведения учебных игр, то становятся ясны проблемы, которые неизбежно возникают в таком случае. Первая и одна из самых сложных, с которой сталкивается руководитель игры, состоит в том, что надо на протяжении всей игры обеспечить ее участников сравнительно равномерной и непрерывной рабочей нагрузкой. Трудности образуются в связи с тем, что большинство решений принимается последовательно, в логическом порядке иерархии руководства. А отсюда становятся неизбежными потери времени на ожидание решений или рабочих результатов.
Другой проблемой является объективная оценка индивидуальной работы каждого участника игры. Ведь результат игры в ряде случаев не связан с деятельностью (должностного лица). Эту проблему можно решить только активным участием в игре преподавателей-руководителей, которые могут в данном случае получить более полное представление о способностях курсантов и слушателей и использовать эти выводы для оценки ее результатов.
Существенную роль в поднятии эффективности игрового процесса играет заключительный этап игры, в особенности обсуждение ее итогов. Опыт ряда военных вузов свидетельствует, что если после игры обсуждение не проводилось, приобретенные в ходе игры навыки быстро утрачиваются. Следовательно, послеигровое обсуждение итогов, раскрывающее причины получения тех или иных результатов, так же важно, как и сама игра.
Обсуждение итогов целесообразнее всего проводить методом конференции, чтобы каждый из ее участников имел возможность высказать свое мнение о методической необходимости такого занятия.
Разумеется, конференция должна заканчиваться выступлением руководителя, который не только подводит общий итог, но и дает оценку работе каждого курсанта и слушателя.