Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Сборник документов и методических указаний по игре
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 September 2013
Сборник документов и методических указаний по игре обычно включает титульный лист, на котором указываются название военного вуза, кафедры, учебной дисциплины и игры, коллектив авторов разработчиков и год разработки. Они должны дать исчерпывающее представление, кем и для кого игра разработана. Далее следует содержание самой игры, распределяемое обычно по разделам.
Первый раздел тема игры, ее назначение и цели. В этом разделе приводится дидактическое обоснование ее назначения.
Второй раздел исходная информация о деловой игре. В нем указывается объект имитационного моделирования и дается краткое его описание, подробно раскрываются основные задачи и правила игры, приводится структура игрового коллектива (должности), определяются роли, выполняемые участниками игры, функции, реализуемые на всех стадиях.
Третий раздел – технология проведения игры. Содержит подробное описание последовательности отрабатываемых операций и решений, принимаемых в ходе игры.
Четвертый раздел – формирование групп управления. Содержит инструкции военному преподавателю и описания задач управления игрой, группы по оценке активности, а также экспертной группы и арбитража. Как правило, обязанности арбитра берет на себя преподаватель – руководитель игры, в помощь ему можно выделять одного или несколько курсантов и слушателей.
Пятый раздел – система управления игрой. Содержит ряд инструкций обучающимся и преподавателям по управлению игрой и описание их должностных обязанностей. Каждый участник должен получить ему одному предназначенную инструкцию, в которой последовательно излагаются процедуры, реализуемые им на всех стадиях и шагах игры. В необходимых случаях в инструкции или в приложениях к ней должны быть раскрыты методы выполнения тех или иных расчетов, правила заполнения форм, либо вместо этого могут даваться ссылки на соответствующие источники. В этом же разделе приводятся инструкции преподавателю и группе измерения по оценке трудовой активности участников игры.
Шестой раздел – система стимулирования. Содержит материалы, позволяющие в ходе игры производить оценку качества решений, принимаемых курсантами и слушателями (например в баллах, однако могут применяться и другие оценочные показатели).
Седьмой раздел – разбор игры. Содержит материалы, позволяющие преподавателю подготовить, а затем провести разбор игры с курсантами и слушателями и дать обоснованную оценку их деятельности.
В приложениях обычно приводятся формы всех используемых документов с необходимыми пояснениями, список машинных программ и рекомендуемых технических средств, таблицы шифров и т. п.
Разновидностью деловой игры являются профессиональные игры, которые предназначены для развития у курсантов и слушателей творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач. Профессиональная игра – это в определенном смысле репетиция элементов профессиональной деятельности будущего военного специалиста.
Обучающийся, играя в свою будущую деятельность, приучается учитывать совокупность реальных сил, обстановку, интересы отдельных лиц, зримо представлять себе ролевые функции в различных ситуациях. Профессиональные игры можно условно разделить на имитационные, операционные, исполнения ролей, методы инсценировки, психодрамы и социодрамы.
Среди форм и методов игрового обучения особое место занимают и рассмотренные нами методы анализа конкретных ситуаций, “мозговой атаки”, интеллектуальной разминки и другие. Не раскрывая повторно их сущность, кратко рассмотрим особенности проведения именно с точки зрения игровой педагогической практики.