Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя

Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя

Самостоятельную работу под руководством преподавателя целесообразно строить из трех основных частей: вводной (установочной); собственно самостоятельной работы курсантов и слушателей по выполнению предложенного задания (исполнительской) и подведения итогов.

Занятие начинается кратким вступительным словом преподавателя. Вводная (установочная) часть должна ориентировать курсантов и слушателей на прочное освоение знаний, отработку умений и если это предусматривается заданием, то и навыков, которые необходимы для его выполнения. На этом этапе выясняется и уточняется, к каким источникам следует обратиться при возникновении затруднений, как и когда проверить результаты самостоятельной работы. Вводную часть занятия преподавателю желательно ограничить до 5–10 минут.

Затем курсантам и слушателям предоставляется возможность выполнять рекомендуемые задания самостоятельно. При этом способы их самостоятельной работы выбирают индивидуально, но методика достижения конечной цели может определяться преподавателем и включать последовательность изучения и усвоения учебно-методического материала, пособий, руководств, наставлений, техники и т. д.; определение главного в изучаемом материале, сведения, которые необходимо проработать и законспектировать; просмотр учебных кинофильмов и их обсуждение; работу обучающихся по индивидуальным заданиям; опрос в течение 7–10 минут с целью проверки усвоения главного из предложенного учебного материала.

В ходе занятий преподаватель не должен устраняться от руководства самостоятельной работой курсантов и слушателей. Ему необходимо постоянно наблюдать, все видеть, все замечать. На первых занятиях полезно побеседовать с каждым обучающимся, задать несколько вопросов как для контроля знаний, так и для установления делового контакта с ними. Если выяснится, что курсант (слушатель) не усвоил материал или не уяснил задания, надо в доброжелательной форме оказать ему помощь.

При возникновении затруднений у обучающихся в разрешении вопросов задания преподавателю нужно предусмотреть, чтобы каждый из них мог получить оперативную консультацию по любому вопросу. Если при самостоятельной работе возникают затруднения по одному и тому же материалу (вопросу) у многих курсантов и слушателей, то целесообразно провести групповую консультацию. Консультации не должны быть продолжительными. Индивидуальные обычно в течение 1–2, групповые – 2–3 минут.

Для контроля усвоения учебного материала целесообразно проводить в конце каждого занятия групповое собеседование или обсуждение изучаемого материала, проведение контрольных работ и т. п. Такие мероприятия при должной их организации позволяют не только оценить знания материала, но углубить и закрепить его у курсантов и слушателей.

Другой формой проведения самостоятельной работы может быть изучение учебного материала по поставленным вопросам с последующим коротким обсуждением каждого из них. Контроль усвоения материала в данном случае будет более действенным.

В заключительной части самостоятельной работы преподаватель подводит итоги, сообщает (дает оценку), как работали курсанты и слушатели. Возможен отчет отдельных обучающихся, их заслушивание по результатам самостоятельной работы. Основная дидактическая цель подведения итогов – научить курсантов и слушателей анализировать ход и результаты работы, аргументировать свои выводы, оценивать содержание, рационально планировать свою учебную деятельность.

Новые и, надо сказать, широкие возможности в самостоятельной работе над учебным материалом открываются с появлением на рабочих местах курсантов и слушателей персональных ЭВМ и автоматизированных обучающих систем. Их использование на самостоятельных занятиях под руководством преподавателя позволяет:

– расширить информационную базу учебных занятий;

– повысить активность курсантов и слушателей, из пассивных “поглотителей информации” они превращаются в ее “добытчиков”;

– развивать способности к анализу и обобщению, улучшать связанность, широту и глубину мышления;

– облегчить усвоение абстрактного материала, представить его в виде конкретных образов;

– приучить курсантов и слушателей к точности, аккуратности, последовательности действий;

– развивать самостоятельность.

Выход на новое качество подготовки будущих военных специалистов в военном вузе видится в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы курсантов и слушателей, в том числе на младших курсах; переводе наиболее “продвинутых” обучающихся на индивидуальные планы обучения, вовлечении их в научную работу курсантов и слушателей.

В целом ориентация учебного процесса в военном вузе на самостоятельную работу обучающихся и повышение ее эффективности предполагает:

– увеличение часов на самообразование курсантов и слуша- телей;

– организацию постоянных консультаций, выдачу комплектов заданий на самостоятельную работу заранее или поэтапно;

– создание учебно-методической и материально-технической базы военного вуза (учебники, учебные и учебно-методические пособия, компьютерные классы и т. п.), позволяющие самостоятельно осваивать дисциплину;

– развитие систем дистанционного и открытого образования;

– доступность лабораторий и специальных аудиторий для самостоятельной работы курсантов и слушателей и др.

You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения