Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Применение средств наглядности при обучении

 

В современных условиях для достижения большего эффекта лекции немалое значение имеет применение средств наглядности. Непосредственное восприятие предмета в натуре или его изображения является первоначальным и наиболее простым способом познания.

Опыт свидетельствует, что мел, доска и иллюстрации сегодня все еще являются той основой, на которой строится лекционный этап обучения в военном вузе. Эти средства позволяют образно и наглядно представить курсантам и слушателям самую важную часть учебного материала, в определенной степени облегчая его восприятие. Более того, классная доска на лекции выступает как первое и основное средство наглядности, незаменимое пока никакими другими.

Однако писать на доске – искусство, чтобы стать мастером, нужно этим искусством овладеть, для чего важно:

– запись на доске производить последовательно: сверху вниз, сначала на одной половине доски, затем на другой. Иногда целесообразно делить доску на три части и более, это зависит от размеров доски и содержания лекции;

– писать разборчиво, знаками среднего размера и не слишком быстро;

– не загораживать собой написанное на доске;

– занимать последовательно область доски формулами и чертежами, не перескакивая с одного края доски на другой;

– стирать с доски написанное только после того, как все поле использовано вами и можно перейти на первую часть доски, оставляя нестертой вторую и третью части;

– особенно тщательно надо выполнять поясняющие рисунки и чертежи.

Не всегда можно рассчитывать на опытность и находчивость при размещении записи на доске, а потому лучше всего заранее подумать об этом при подготовке к лекции. Ничто так угнетающе не действует на курсантов и слушателей, как бессистемная запись на доске.

При выполнении чертежей на классной доске военный преподаватель должен по возможности стоять боком к доске и к аудитории, показывая обучающимся, как строится чертеж. Важнее всего для курсанта и слушателя следить за построением рисунка. Одновременно с построением лектор дает необходимые пояснения. Поэтому не правы те преподаватели, которые при выполнении чертежей на доске молчат и стоят спиной к аудитории, закрывая чертеж от обучающихся, добиваясь точности и красоты чертежа. Лучше, если чертеж будет не только красив, но и понятен.

Важным средством повышения наглядности лекции является использование не только аудиальных (воспринимаемых на слух), но и визуальных (воспринимаемых зрительно) наглядных материалов.

Повышение эффективности усвоения материала происходит за счет активизации одновременно нескольких каналов восприятия. И оно особенно значительно, когда наглядность демонстрируется с помощью технических и компьютерных средств. Это позволяет преподносить материал крупным планом и в динамике.

Плакаты, модели, диафильмы и другие наглядные пособия должны быть в минимально необходимом количестве, они только дополняют материал, излагаемый на доске. Объяснение материала только по плакатам и обилие самих плакатов не оставляет никакого следа в конспекте (если не выдается в качестве раздаточного материала) и поэтому не может быть признано целесообразным. Опыт показывает, что плакатами представляются, как правило, схемы, требующие углубленного изучения. Каждый плакат, используемый на лекции, должен быть законченным произведением. При использовании плакатов на лекции следует учитывать ряд выработанных практикой рекомендаций :

– плакат вывешивать (открывать для обозрения) в тот момент, когда идет изложение материала, непосредственно связанного с изображением на плакате;

– на двухчасовой лекции целесообразно использовать не более 4–6 плакатов, при этом их распределение во времени в ходе лекции должно быть по возможности равномерным;

– использованные плакаты какое-то время остаются вывешенными, так как в них может возникнуть потребность либо у лектора, либо у слушателей. Снимать его следует в тот момент, когда надобность в нем миновала.

Диафильмы, диапозитивы и другие аудиовизуальные и компьютерные средства должны соответствовать основному замыслу лекции. Объем материала, выносимого на один кадр, не должен быть большим. Он должен быть прост и доходчив: одна несложная схема или диаграмма, один небольшой ряд цифр, не более 7–10 строк текста и т. п. Всегда надо помнить, что лучше использовать на лекции на один кадр больше, чем, уменьшив количество кадров, сделать их трудночитаемыми и лишить наглядности. Простота и доходчивость каждого кадра – важнейшее качество диафильма.

Современные средства оперативной полиграфии, имеющиеся сейчас в каждом военном вузе, позволяют часть иллюстративного материала выдавать курсантам и слушателям на лекции в виде раздаточного материала для вклеивания в рабочие тетради. Такой материал облегчает труд и экономит время преподавателя и обучающихся (соответственно при чтении и конспектировании лекций), так как отпадает необходимость в зарисовке ряда рисунков, а их обсуждение ведется с использованием этого материала. Наряду с этим раздаточный материал облегчает самоподготовку курсантов и слушателей, исключает ошибки в конспектировании лекции, возникающие часто при зарисовке с доски учебного материала, особенно при чтении лекций в больших потоках.

В числе средств наглядности, используемых в вузовской лекции, особое место занимают средства словесно-образной наглядности.

Основное средство лектора – слово, основной метод воздействия – убеждение. Но чтобы убедить курсантов и слушателей, надо овладеть их вниманием, а овладеть им можно, только воздействуя на чувства и сознание. Невыразительный язык может сделать речь неубедительной, скучной.

Таким образом, важным средством словесной наглядности военного педагога является выразительная, образная речь с использованием таких методических приемов, как сравнение, риторические вопросы, персонификации, метафоры, аллегории, ирония, гипербола, а также афоризмы, пословицы, поговорки.

В создании словесно-образной наглядности большая роль принадлежит интонации, мимике и жестам. По мнению американского психолога Ф. Сьюда, при разговоре людей значимость слов составляет лишь 7 %, интонация говорящего 38 %, а на жесты и мимику приходится 55 %. Одно движение или выражение лица иногда могут полностью изменить смысл произнесенных слов [15]. Владеть средствами выразительности лектору просто необходимо.

Порядок и темп изложения учебного материала должны способствовать курсантам и слушателям в конспектировании лекции. Специалисты в области дидактики приходят к общему мнению, что ведение конспекта обязательно для всех обучающихся, так как при этом они активно, а не созерцательно изучают материал.

Научить курсантов и слушателей вести конспект – дело преподавателя. У каждого обучающегося в итоге вырабатывается своя манера вести конспект, и каждый понимает, что лучше всего иметь свой конспект, даже если он плохой. При проверке конспектов военный преподаватель должен обращать внимание на полноту и четкость записей, начиная с даты лекции, ее названия и плана.

Курсантам и слушателям необходимо рекомендовать оставлять в конспекте место для дополнений и других пометок при самостоятельной работе. Для этого используются поля, отчерчиваемые на каждой странице (шириной не менее 3 см).

Для обеспечения необходимой полноты и скорости конспектирования лектор использует сокращения. Как правило, в этом случае список сокращений по всему курсу разрабатывается и выдается курсантам и слушателям заранее в виде раздаточного материала или он накапливается постепенно, по мере необходимости. Для этого следует отвести 2–3 страницы в начале или в конце тетради.

You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения