Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Раздел 1. Общие сведения об автомобильной технике

Глава 1. Классификация и основные требования к военной автомобильной технике

1.1 Военная автомобильная техника. Ее роль, состав и основные образцы

 

В настоящее время военная автомобильная техника (ВАТ) перестала быть только средством для перевозки личного состава и доставки различных грузов. Свыше 90 % (до 1550 различных вариантов) наземного вооружения и военной техники монтируется на колесных и гусеничных машинах. Фактически ВАТ стала боевым видом техники, т. е. составной частью вооружения и военной техники Вооруженных Сил. Она оказывает непосредственное влияние на эффективность применения монтируемых на ней комплексов вооружения, так как определяет их мобильность. Ей принадлежит ведущее место в обеспечении подвижности подразделений и частей. В связи с этим ВАТ должна обладать высокой надежностью, готовностью к немедленному применению, проходимостью, живучестью.

К военной автомобильной технике относятся:

- полноприводные автомобили многоцелевого и специального назначения;

- специальные колесные шасси (СКШ) и тягачи под ракетное вооружение и военную технику;

- гусеничные транспортеры-тягачи многоцелевого назначения, транспортные и тяговые машины специального назначения, тракторы;

- транспортные прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения;

- автомобильные кузова-фургоны многоцелевого назначения;

- средства автотехнического обеспечения.

В настоящее время на укомплектование войск поступают пять базовых моделей автомобилей многоцелевого назначения пяти классов грузоподъемности:

- УАЗ-3151 – грузопассажирский автомобиль особо малой грузоподъемности (до 0,8 т);

- ГАЗ-66-11 – грузовой автомобиль малой грузоподъемности (до 2,0 т);

- ЗИЛ-131Н – грузовой автомобиль промежуточной грузоподъемности (3,75 т);

- Урал-4320-10 (31) и КамАЗ-43114 – грузовые автомобили средней грузоподъемности (6,0 т).

Специальные колесные шасси на территории Российской Федерации выпускаются АО «Брянский автозавод» (АО БАЗ). СКШ этого завода предназначены для ракетных комплексов и производятся как в корпусном исполнении (например, БАЗ-5921), так и в рамном варианте (например, БАЗ-69501). Кроме того, завод выпускает четырехосный колесный тягач БАЗ-6953 для буксировки артиллерийских систем и прицепов (полной массой 15 т) по всем видам дорог и местности.

Гусеничная техника, входящая в состав ВАТ, представляет собой гусеничные транспортеры-тягачи и двухзвенные гусеничные транспортеры. Все они относятся к одной из основных групп средств подвижности вооружения и используются там, где по условиям проходимости применение колесных машин затруднено или невозможно вообще (сыпучие пески, глубокие снежные покровы, заболоченная местность и т. п.). Их можно охарактеризовать одним обобщенным термином – транспортно-тяговые гусеничные машины, которые делятся на 4 категории в зависимости от их полной массы:

- особо легкую – до 8 т (ГТ-СМ, ГТ-МУ);

- легкую – до 18 т (МТ-ЛБ, МТ-ЛБу);

- промежуточную – до 34 т (АТС-59, МТ-С);

- среднюю – до 45 т (АТ-Т, МТ-Т).

Для перевозки танков и другой тяжелой гусеничной техники Курганским заводом колесных тягачей поставляются в войска седельные многоосные колесные тягачи КЗКТ-74281, способные буксировать полуприцепы полной массой до 70 т. Для колесных тягачей Курганского завода в Челябинске серийно выпускается полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-9990 грузоподъемностью 52 т.

Упомянутый выше полуприцеп является не единственным представителем прицепного состава. Все многоцелевые автомобили имеют свои штатные прицепы. Грузоподъемность одноосных прицепов составляет 0,5-2,5 т, двухосных – от 2 до 10 т, колесно-лыжного – 2 т.

Автомобильные кузова-фургоны многоцелевого назначения используются под монтаж средств технического обеспечения войск различного назначения, средств связи, радиоэлектроники, командно-штабных машин и комплексов, подвижных средств по техническому обслуживанию и ремонту вооружения и военной техники и для других целей (например, К-4310, К-66, КМ-4320).

Средства автотехнического обеспечения – эта группа ВАТ по составу подразделяется на подвижные мастерские технического обслуживания и ремонта вооружения и военной (в том числе и автомобильной) техники, машин технической помощи и эвакуационные машины (например, МТО-АМ1, ТЭА, КТ-Л).

You are here: Главная Лекции Автомобильная подготовка Раздел 1. Общие сведения об автомобильной технике