Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Кузов и дополнительное оборудование

Кузов автомобиля Камаз-43114

 

Кузов автомобиля КамАЗ-43114 служит для размещения водителя, перевозки личного состава и грузов. Кузов автомобиля образуют кабина, грузовая платформа и оперение.

 

Кабина и ее оборудование

 

Кабина - рабочее место водителя. В ней размещены органы управления (рисунок 13.9) и контрольно-измерительные приборы (рисунок 13.10). Кроме того, для обеспечения удобств кабина оснащена устройствами, обеспечивающими ее вентиляцию, отопление, очистку и обмыв ветровых стекол от атмосферных осадков и грязи, опрокидывание и уравновешивание, а также другое оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы и отдыха водителя.

clip_image018

1 - кнопка крана управления вспомогательной тормозной системой;  2 - педаль сцепления;

3 - тормозная педаль рабочей тормозной системы; 4 - педаль подачи топлива; 5 - комбинированный переключатель;  6 - рулевое колесо; 7 - рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач; 8 - индикатор засоренности воздушного фильтра; 9 - замок выключателя приборов электрооборудования и стартера

 

Рисунок 13.9 - Органы управления

 

Кабина автомобиля КамАЗ-43114 трехместная, цельнометаллическая, сварная. Для удобства обслуживания двигателя кабина опрокидывается вперед с помощью гидравлического подъемника.

Кабина установлена на раме и закреплена на передних шарнирах и двух задних подрессоренных опорах, предохраняющих ее от воздействия неровностей дороги.

 

clip_image020

1 - панель щитка приборов; 2 - переключатели и клавишные выключатели; 3 - пепельница;

4 - откидная панель предохранителей; 5 - место расположения радиоприемника; 6 - вещевой ящик; 7 - кнопочный выключатель ПЖД; 8 - переключатель ПЖД;  9 - рычаг крана управления давлением воздуха в шинах; 10 - рукоятка ручного управления подачей топлива; 11 - рычаг управления блокировкой МОД раздаточной коробки; 12 - рычаг управления блокировкой МОД мостов; 13 - рукоятка крана управления раздаточной коробкой; 14 - рукоятка останова двигателя; 15 - рукоятка управления    краном отопителя: 16 - рукоятки управления заслонками воздухораспределителей

 

Рисунок 13.10 - Панель контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием

clip_image022

 

 

 

 

 

 

 

1 - кронштейн  нижний;  2 – болт  стяжной;   3 - шайба замковая; 4 - палец (ось); 5 - кронштейн верхний; 6 - балка передняя пола; 7 - рычаг торсиона; 8 - опора рычага торсиона;

9 - втулка опоры; 10 - усилитель пола; 11 - поперечина первая рамы; 12 - торсион; 13 - втулка торсиона;  14 - пластина;  15 - вставка поперечной балки пола

 

Рисунок 13.11 - Переднее крепление и механизм уравновешивания кабины

clip_image024

 

1 - рессора листовая; 2 - болт;  3 - накладка рессоры; 4 - стремянка рессоры; 5 - хомут рессоры; 6 - кронштейн запора; 7 - подушка резиновая; 8 - скоба запора;  9 - обойма; 10 - буфер резиновый; 11 - амортизатор; 12 - кронштейн амортизатора; 13 - кронштейн;  14 - лонжерон рамы

 

Рисунок 13.12 - Задняя опора  кабины

 

Запорное устройство кабины фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве. Для открывания запора перед опрокидыванием кабины поверните рукоятки обоих запоров из нижнего положения на себя, в верхнее положение, при этом крюк выходит из зацепления со скобой, затем выведите из зацепления со скобой предохранительный крюк.

Механизм опрокидывания кабины (рисунок 13.13) служит для облегчения опрокидывания кабины вперед при обслуживании двигателя и должен обеспечивать почти полное уравновешивание кабины в любом наклонном ее положении.

clip_image026

1 - болт крепления насоса; 2 - насос опрокидывания кабины; 3, 4 - трубка; 5 - правый лонжерон рамы; 6 - шланг к цилиндру опрокидывающего механизма кабины; 7 - трубка к цилиндру опрокидывающего механизма кабины; 8 - гидроцилиндр; 9 - кронштейн крепления насоса

 

Рисунок 13.13 - Механизм подъема и опускания кабины

 

Кабина опрокидывается на угол 41° и при необходимости (для снятия двигателя) может опрокидываться на угол 61°. Для этого освободите удлинитель ограничителя подъема кабины.

Автомобили имеют механизм подъема и опускания кабины с гидроприводом и ручным управлением. Механизм состоит из ручного насоса 2, цилиндра 8 подъема и опускания кабины, трубок подвода масла, соединяющих насос и цилиндр. В качестве рукоятки приводного вала насоса используется монтажная лопатка для шин или вороток к ключу для колес.

Насос подъема и опускания кабины плунжерного типа. Управление насосом осуществляется установкой золотника в одно из двух положений – «подъем» - «опускание». Установка золотника производится рукояткой.

Приводной вал имеет отверстие диаметром 20 мм для монтажной лопатки или воротка, входящих в комплект инструмента на автомобиль. Усилие на рукоятке на расстоянии 600 мм от продольной оси приводного вала при давлении 20 МПа (200 кгс/см2) должно быть не более 38 кгс.

Уровень рабочей жидкости в насосе (кабина в транспортном положении) ограничивается нижней кромкой заливной горловины. В качестве рабочей жидкости используется масло МГЕ-10А.

Цилиндр подъема и опускания кабины снабжен клапанами безопасности. На цилиндре подъема и опускания кабины клапаны установлены на выходных отверстиях, закрытых пробками. Клапаны безопасности, представляющие собой обратные дроссельные клапаны, при разрыве шланга или другом повреждении системы, вызывающем быстрое опускание кабины, закрываются, и опускание кабины прекращается. Клапаны могут закрываться также при слишком резкой подаче масла; в этом случае для открытия клапана рукоятку золотника нужно повернуть в положение, противоположное выполняемой операции (если производилось опускание кабины, то рукоятку установить в положение подъема, а затем в прежнее положение и продолжить опускание).

Подъем кабины. Перед подъемом кабины необходимо затормозить автомобиль стояночной тормозной системой и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем надо повернуть рукоятки обоих запоров кабины в крайнее верхнее положение и вывести из зацепления предохранительный крюк правого запора.

Для подъема кабины в первое положение (на угол 41°) следует установить рукоятку на насосе в положение «Подъем» и, качая приводной вал монтажной лопаткой, поднять кабину. Для предотвращения случайного опускания кабины нужно закрепить стойки ограничителя предохранительной шпилькой 8 (рисунок 13.14).

clip_image028

1 - продольная балка кабины; 2 - палец удлинителя; 3 - верхний кронштейн; 4 - гидроцилиндр; 5 - гидропривод; 6 - нижний кронштейн; 7 - нижняя стойка ограничителя; 8 - предохранительная шпилька; 9 - верхняя стойка ограничителя

 

Рисунок 13.14 - Ограничитель подъема кабины

 

Для опускания кабины следует вынуть стопорную (предохранительную) шпильку, установить рукоятки на насосе в положение «Опускание» и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опустить кабину.

Для подъема кабины во второе положение (на угол 61о) надо снять передний буфер, поднять переднюю облицовочную панель и поднять кабину
в первое положение; расшплинтовать и вынуть палец 2 удлинителя. Затем, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, поднять кабину во второе положение.

Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол (рисунок 13.15) включает в себя электрический стеклоочиститель и омыватель.

Управление стеклоочистителем и омывателем осуществляется правым рычагом комбинированного переключателя и реле стеклоочистителя.

Бачок омывателя заполняйте смесью воды со специальной жидкостью НИИСС-4 (или подобной), соотношение которых меняется в зависимости от температуры окружающего воздуха.

clip_image030

1 - моторедуктор; 2 - жиклер; 3 - насос; 4 - бачок омывателя; 5 - рычаг щетки; 6 - узел передачи

 

Рисунок 13.15 - Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол

You are here: Главная Лекции Автомобильная подготовка Кузов и дополнительное оборудование