Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Общекорабельные системы и корабельные устройства - Комбинированные энергетические установки

 

 

Комбинированные энергетические установки

Опыт показал, что ни одна из рассмотренных типов КЭУ не может в полной мере удовлетворять всем требованиям из-за присущих каждой из них специфических недостатков. Выход был найден в создании комбиниро­ванных ЭУ, включающих в свой состав либо разнородные главные двигате­ли, либо однотипные, но различной мощности.

Первым к идее корабельной комбинированной ЭУ в 1878 г. привлек внимание С.О.Макаров. Он предложил устанавливать на минных катерах специально для кратковременного увеличения скорости при выходе в атаку торпедные поршневые пневматические машинки.

В 1888 г. С.О.Макаров составил докладную записку «Об устройстве вспомогательных двигателей на кораблях с целью сохранения и экономии горючего», в которой рекомендовал применять на кораблях с большой дальностью плавания специальные паровые машины экономического хода: «Самое правильное решение вопроса заключается в том, чтобы малый ход получать вспомогательными машинами, приводящими в движение винты, ра­зобщенные от главных машин».

Идея Макарова была реализована на ряде иностранных крейсеров, гребные валы которых соединялись с двумя отключаемыми паровыми машина­ми, каждая мощностью примерно 50% от полной.

В ином варианте предложил комбинированную установку известный русский кораблестроитель Николай Евлампиевич Кутейников (1854-1906). В трехвальной КЭУ на средний вал работала паровая машина экономического хода. По такой схеме была выполнена ЭУ крейсера «Россия» водоизмещени­ем 12500 т, построенного в 1896 г.

Первая комбинированная ЭУ с разнородными главными двигателями бы­ла спроектирована в 1903 г. Г.Парсонсом для истребителя английского флота «Велокс» водоизмещением 440 т. Согласно проекту корабль имел че­тырехвальную турбомашинную установку, на внутренние валы которой рабо­тали турбины высокого давления, а на наружные - турбины низкого давле­ния и расположенные перед ними паровые машины мощностью 100 л.с. Для малого хода и реверса предназначались паровые машины, а при скорости свыше 13 узлов машины отключались и пар подавался помимо них в турби­ны. Комбинированная установка позволила обеспечить заданную дальность плавания и в то же время превысить контрактную скорость (26 уз) почти на 8 узлов.

Большие перспективы в развитии комбинированных ЭУ открылись с по­явлением на кораблях ГТД. Благодаря своим высоким техническим характе­ристикам они стали ядром всех современных комбинированных установок. В настоящее время наиболее широкое распространение в военных флотах пе­редовых морских держав получили комбинированные ЭУ: паро-газотурбин­ные, дизель-газотурбинные, и газо-газотурбинные ( с маршевыми и уско­рительными ГТД ). В перспективе возможно появление на кораблях комби­нированных ядерно-газотурбинных установок, которые пока находятся в стадии разработки.

Благодаря наличию довольно широкого многообразия принципиальных и конструктивных схем ЭУ современные кораблестроители имеют возможность в каждом конкретном случае выбрать для корабля установку, наиболее со­ответствующую ему по своим тактико-техническим характеристикам.

 

За каких-то неполных два столетия истории развития КЭУ прошли ог­ромный путь от первых примитивных котломашинных до современных ядер­ных. Но и это еще не предел. Уже сегодня лучшие умы человечества упор­но работают над идеями создания принципиально новых ЭУ, таких как, например, магнитогидродинамических генераторов, позволяющих получить электрическую энергию из тепловой прямым преобразованием, без посред­ников - котла, в котором образуется водяной пар, и турбины, вращающей генератор.

За последние 40 лет об МГДГ немало сказано и написано. Сторонники заманчивой идеи не скупятся на прогнозы. В начале 60-х годов ряд аме­риканских экспертов заявили, что к 2000 году электростанции с МГДГ в США составят половину вновь вводимых мощностей. Но все оказалось нам­ного сложнее, хотя прогресс в физике плазмы, а также новые жаропрочные металлы и мощные сверхпроводящие магнитные системы, позволили достичь определенных успехов в этой области энергетики.

В нашей стране, США, Японии, Франции созданы экспериментальные и полупромышленные МГДГ мощностью до 250 МВт. Не прекращаются исследова­ния возможности применения МГДГ в судостроении и кораблестроении. По мнению специалистов США, в условиях корабля эффективность МГДГ опреде­ляется уменьшением массо-габаритных показателей установки и повышенной экономичностью.

Конечно, прежде чем МГДГ появится в составе судовых, а тем более корабельных энергетических установок, он должен будет пройти освоение и доводку в стационарных условиях. Поэтому, отдавая должное этому эф­фективному способу получения энергии, лучше пока от прогнозов воздер­жаться.

 

You are here: Главная Лекции Флот Общекорабельные системы и корабельные устройства