Общекорабельные системы и корабельные устройства - Дизельная энергетическая установка
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 24 July 2014
Дизельная энергетическая установка (ДЭУ).
Практически одновременно с котлотурбинными в военных флотах ряда стран получили распространение дизельные энергетические установки. Основным их элементом является дизель - двигатель внутреннего сгорания, изобретенный талантливым немецким ученым и инженером Рудольфом Дизелем (1858-1913).
Дизельная энергетическая установка состоит из дизеля, вспомогательных механизмов, систем и устройств.
Дизель - это двигатель внутренного сгорания с воспламенением топлива от сжатия.
Работает данный двигатель следующим образом.
При движении поршня вниз выпускной клапан закрыт, а впускной открыт и через него в цилиндр поступает атмосферный воздух, который затем при движении поршня вверх и закрытых клапанах сжимается до давления, при котором температура воздуха возрастает до величины необходимой для воспламенения топлива.
В конце сжатия впрыскивается топливо и сгорает в среде раскаленного воздуха. Образовавшиеся газы толкают поршень вниз - рабочий ход. Вторичным движением поршня вверх газы выталкиваются из цилиндра наружу через открытый выпускной клапан. Посредством шатуна поршень соединяется с коленчатым валом, преобразующим возвратно-поступательное движение во вращательное.
Работу дизеля обеспечивают системы: топливная, смазки, охлаждения, пуска, воздухоснабжения и газовыпуска.
Первым идею применения дизелей на судах и кораблях выдвинул в 1898 году известный русский инженер-кораблестроитель, профессор Константин Петрович Бокалевский (1862-1928). В военном флоте она была реализована практически только в 1910 году, когда на Балтийском заводе были построены и спущены на воду 8 канонерских лодок с ДЭУ для Амурской флотилии. При водоизмещении 946 т, при мощном артиллерийском вооружении скорость хода кораблей составляла 12 узлов при дальности плавания 2000 миль. Так в России впервые в мире появились дизельные корабли.
В современном военно-морском флоте ДЭУ широко применяются на кораблях малого и среднего водоизмещения. ДЭУ обладают хорошими массо-габаритными показателями, высокой экономичностью, высокими маневренными качествами, практически немедленной готовностью к действию.
К недостаткам ДЭУ относятся: сравнительно небольшая агрегатная мощность, повышенная шумность и вибрация при работе.
В течении нескольких десятилетий дизельные и котлотурбинные установки безраздельно господствовали в военных флотах. Однако вскоре у них появился серьезный конкурент.