Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Живучесть корабля - Организация борьбы за живучесть корабля

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ

Одним из условий обеспечения живучести корабля является готовность личного состава вести борьбу за живучесть.

Для военного моряка подготовка к борьбе за живучесть является неотъемлимой частью его профессиональной подготовки. Служить на корабле - это значит, в первую очередь помимо своей основной специальности надо уметь быстро и грамотно тушить пожары и прекращать распространение воды по кораблю, уметь руководить действиями подчиненных по борьбе за живучесть и повседневно поддерживать свои навыки на должном уровне.

Все это не просто. Огонь и вода в штормовом море могут быть не менее опасны чем противник и успешная борьба с ними во многом зависит от знания и понимания основных принципов и организации борьбы за живучесть.

Как уже отмечалось, живучесть корабля обеспечивается путем выполнения трех групп мероприятий: конструктивных; организационно-технических и действий личного состава по борьбе за живучесть поврежденного корабля.

На корабле, получившем боевые или аварийные повреждения, чтобы выполнить поставленную задачу и не погибнуть, немедленно должны быть начаты мероприятия и предприняты действия направленные на поддержание и восстановление боеспособности поврежденного корабля.

Борьбой за живучесть называется совокупность действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление боеспособности поврежденного корабля.

Борьба за живучесть включает в себя действия:

- по предупреждению взрывов и борьбе с пожарами;

- по борьбе за непотопляемость;

- по борьбе за живучесть оружия и технических средств;

- по защите личного состава.

Все эти действия личного состава, как и борьба за живучесть поврежденного корабля в целом, должны быть направлены на сохранение и восстановление боеспособности корабля.

Успех этих действий будет во многом зависеть от степени их организованности и целесообразности. Поэтому, организация борьбы за живучесть является составной частью боевой организации корабля и должна предусматривать четкое распределение обязанностей и наиболее рациональное использование всего личного состава, оружия, технических средств и аварийно-спасательного имущества при получении кораблем боевых и аварийных повреждений.

В основу организации борьбы за живучесть корабля положен ряд организационных и тактических принципов, направленных на обеспечение наибольшей эффективности при ликвидации различных, аварийных ситуаций или боевых повреждений.

Основными принципами ведения борьбы за живучесть являются:

1. Локализация пожара или распространения воды путем создания и удержания рубежей обороны.

Как правило, создаются два рубежа обороны по границам непроницаемых и герметичных отсеков.

Первый рубеж обороны создают по внешним границам непроницаемых и герметичных переборок, палуб, платформ, на возможно близком расстоянии от аварийного помещения.

Второй рубеж обороны создают по внешней границе непроницаемых и герметичных помещений, непосредственно примыкающих к границе первого рубежа обороны.

Границы рубежей обороны и их командиров назначает командир корабля, на основе рекомендаций разработанных ПЭЖ.

Командирами рубежей обороны, как правило, назначают командиров подразделений или командиров боевых постов, командные пункты или боевые посты которых расположены в районах создаваемых рубежей обороны.

В распоряжение командиров рубежей обороны выделяют личный состав боевых постов, расположенных в районах рубежей обороны, и при необходимости личный состав аварийных партий и других боевых постов.

Командиры рубежей обороны должны оперативно, без напоминаний и запросов, докладывать в ПЭЖ об обстановке в районе аварии.

Основа успеха в борьбе за живучесть – не допустить распространения огня, дыма или воды по кораблю.

2. В борьбе за живучесть участвует весь личный состав корабля.

Борьбу за живучесть корабля ведет весь личный состав независимо от специальности в соответствии с обя­занностями, указанными в расписаниях по боевой тревоге и по борьбе за живучесть корабля, в боевых инструкциях, наставлениях и руководствах.

В книжке «Боевой №» каждому матросу, старшине и мичману должны быть записаны конкретные обязанности по борьбе за живучесть корабля (по борьбе с пожаром, с водой, за живучесть оружия и технических средств, по за­щите личного состава).

Каждый офицер, мичман, старшина и матрос должен уметь выполнять первичные мероприятия по борьбе за живучесть, уметь использовать технические средства борьбы за живучесть, аварийно спасательное имущество, а также средства связи.

Временный личный состав, например, десант – также должен иметь обязанности по борьбе за живучесть корабля.

Никто не имеет права без разрешения покинуть аварийный отсек.

3. Концентрация располагаемых сил и средств на наиболее угрожающем направлении распространения пожара и воды.

Этот принцип предусматривает определение наиболее угрожающего направления распространения аварии, способное привести корабль к гибели или значительно снизить его боеспособность и сосредоточение основных сил и средств на данном направлении.

Наиболее угрожающее направление определяет командир корабля, основываясь на рекомендациях и расчетах ПЭЖ. Он же определяет состав сил и средств, которые должны быть сосредоточены на данном направлении. Назначенные дополнительные силы и средства поступают в распоряжение командиров рубежей обороны, которые находятся на данном направлении.

4. Централизация руководства по борьбе за живучесть в сочетании с инициативными и решительными действиями личного состава. Этот принцип должен быть положен в основу организации борьбы за живучесть корабля. Схема руководства борьбой за живучесть выглядит следующим образом:

Общее руководство борьбой с пожарами и за непотопляемость осуществляет командир корабля с ГКП.

Непосредственное руководство борьбой за живучесть, выработку решений производит ПЭЖ, во главе с командиром ЭМБЧ.

 

Централизация руководства борьбой за живучесть обеспечивается взаимодействием ГКП и ПЭЖ.

Борьбой за живучесть оружия и технических средств руководят командиры БЧ со своих КП.

 

You are here: Главная Лекции Флот Живучесть корабля